Зарегистрировано — 123 970Зрителей: 67 024
Авторов: 56 946
On-line — 6 974Зрителей: 1339
Авторов: 5635
Загружено работ — 2 133 276
«Неизвестный Гений»
Новости
Как во время Великой Отечественной СССР смог сохранить промышленность и даже наращивать объемы производства
Ни одно другое государство, участвовавшее во Второй мировой войне, не знало столь грандиозного перемещения технологических ресурсов и населения как в СССР. И при всех масштабах переселения и люди, и предприятия в самые короткие сроки вновь приступали к работе для восстановления производства продукции, необходимой для одной общей цели. Благодаря чему удалось поддерживать и наращивать производственные объемы, несмотря на войну?
На территории, оккупированной к концу осени 1941 года, проживало 40% населения страны, добывалась большая часть угля, плавилось почти 70% чугуна, больше половины стали и алюминия. 40% союзного зерна, столько же скота и больше 80 % сахара – все это находилось под угрозой. Этот период был критическим в военной экономике и промышленности СССР. Предприятия, которые в спешном порядке эвакуировались в глубь страны уже престали давать продукцию в прежних районах, но еще не заработали по новому адресу.
С августа по ноябрь 1941 года было выведено из строя больше трех сотен предприятий, которые изготовляли боеприпасы. Валовая продукция уменьшилась больше чем в два раза. Не было добыто ни одной тонны угля из Донецкого и Подмосковного бассейнов. Выпуск черных металлов – основы военной продукции, сократился в три раза по сравнению с аналогичным периодом 1940 года. Подшипников, без которых невозможно выпустить ни самолетов, ни танков стали делать в 20 раз меньше. Только человеческий ресурс и неиссякаемая воля к победе позволила в этих условиях обернуть ход военных действий и перейти в наступление.
В экстренном порядке
В Союзе не было разработано планов по эвакуации такого рода и масштаба. Орган, который должен был заниматься эвакуацией, был создан только на третий день войны. Тогда же стали появляться наработки о том, что куда и как вывозить. В первую очередь, речь шла о людском ресурсе. Тех, кто подлежал эвакуации, делили на несколько групп исходя из возраста и социальной принадлежности – заводы вывозили вместе с рабочими коллективами. Во-первых, Стране Советов самой была нужна военная продукция, во-вторых, нельзя было дать возможность оккупантам пользоваться своими производственными мощностями, в том числе и специалистами.
Из районов, которые были под угрозой оккупации, вывозили станки, машины, запасы металлов и горюче-смазочных материалов. Вместе с ними вывозился скот и зерно. Музейные экспонаты и выставки так же бережно упаковывались и высылались в тыл.
В целом на всех предприятиях, которые подлежало перевезти на восток, все происходило по схожему сценарию: демонтаж станков, погрузка на эшелоны, а по месту прибытия - срочный монтаж и как можно более быстрый выпуск продукции. Зачастую заводы перевозились просто под открытое небо. К примеру, Харьковский паровозостроительный завод, в котором делали танки Т-34, держали до последнего. Только после того как стало ясно, что оборона будет прорвана и в этом направлении, завод стали перевозить в Нижний Тагил. Там, на базе Уралвагонзавода уже находилось оборудование, подходящее для производства танков с Кировского завода.
Планировалось, что завод будут перевозить поэтапно, чтобы не прерывать процесс выпуска. Но к осени 1941 года ситуация на фронтах не позволила осуществить переезд по задуманному плану. Оборудование демонтировалось и перевозилось в спешке. Часть не успели забрать, другие станки не добрались до места назначения. Но главное – это не удалось вывезти основную массу рабочих, большинство из них, оказавшись на оккупированной территории ушли в партизаны.
Не всегда удавалось перебросить завод на имевшуюся базу другого предприятия. Например, авиационный завод, который вывозили из Москвы в Куйбышев, в буквальном смысле работал под открытым небом. Работники жгли костры, чтобы согреться.
В 1941 году было эвакуировано больше 2,5 тысяч предприятий, в среднем выпуск продукции возобновлялся через полтора-два месяца. Эвакуация предполагала, что на новом месте уже начинается строительство новых корпусов, чтобы максимально быстро начать работать. Для обеспечения работы станков, чаще всего их увозили вместе с работником и членами его семьи. Поэтому представить масштаб такой работы, которая была развернута в СССР, вторым фронтом, сложно даже вообразить. При этом шла еще и перестройка всего военного хозяйства на военные рельсы. Машиностроительные заводы переключались на военную промышленность. И все это в условиях катастрофической нехватки квалифицированных рабочих рук.
Госплан на военный лад
Во всей этой огромной и безусловно важной работе сложно недооценить роль тех, кто организовывал процесс и руководил им. Николай Вознесенский, которого Сталин открыто называл своим преемником, сумел разработать план развития экономики страны в новых реалиях.
Планировалось резко увеличить добычу угля, нефти, получать больше металла на востоке страны. В этом же регионе шло строительство. Промышленность переделывалась под военные нужды: увеличение производства артиллерии, стрелкового оружия, пушек, минометов и винтовок. Согласно плану Вознесенского, именно на востоке страны развертывалось производство пороха и патронов. В тылу же создавались базы для производства тяжелой боевой техники.
Поскольку восточная сторона активно работала во благо побед на фронте, важно было обеспечить транспортное сообщение. И это тоже было частью Госплана. Грузооборот страны значительно повысился, а вместе с ней и увеличилось количество железнодорожных узлов, станций и путей. Перед дорожной структурой стояла не менее важная и сложная задача – обеспечить и перемещение заводов, людей и выпускаемой военной продукции.
Для создания Госплана по развитию экономики страны в условиях военного времени у Вознесенского ушло минимальное количество времени. Враг наступал, ситуация требовала быстрых и вместе с тем, четких решений, а их выполнение требовало огромных ресурсов.
Эвакуация населения
Эвакуация жителей регионов, которые оказались под оккупацией, тоже проходила нелегко. В вагоне должно было ехать четыре десятка человек, однако в реальности сажали по 80-100 человек. Те, кто эвакуировался вместе со станком, нередко так и ехали вместе с ним на одной платформе, а места в крытых вагонах занимали дети и старики.
Уже в первые дни войны из Белоруссии уехало больше двух миллионов жителей, из Украины почти в два раза больше. Из Ленинграда удалось вывезти 1,7 млн человек, еще больше из Москвы. Люди собирались в спешке и зачастую не имели возможности взять с собой даже минимум необходимых вещей и еды.
Для временного размещения и организации питания были организованы специальные пункты, которые были созданы уже в июле 1941 года.
Комментарии:
26 октября ’2024 18:33
Отличная честная статья, без всякого антисоветизма! Респект и уважение создателям такой информации!
|