16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  123 599Зрителей: 66 663
Авторов: 56 936

On-line23 259Зрителей: 4606
Авторов: 18653

Загружено работ – 2 127 041
Социальная сеть для творческих людей
  

Новости

Каких школьных предметов из СССР больше нет в современных школах и Какие надо вернуть



Заставшие советское образование еще помнят школьные предметы, которых давно нет в современных программах. С распадом СССР часть дисциплин остались за бортом, потеряв актуальность и востребованность. Причина проста: торжество технического прогресса и соответствующие этому социальные установки. Понятно, что новые времена требуют новых подходов, но, возможно, некоторые школьные дисциплины советской эпохи пригодились бы и сегодня? Поностальгируем о предметах, у которых есть все шансы вернуться назад.



Каллиграфия и новые подходы в прописных делах

 

Сегодня за ручное письмо по бумаге мы беремся все реже. Обычно это какие-то записи на ходу или заполнение документов. В остальное время мы печатаем на гаджетах, замечая за собой при случае потери навыка. В советское время много и часто писали все. Дети с ранних лет обучались красивому, разборчивому письму на уроках каллиграфии или чистописания. До конца 60-х учащиеся пользовались исключительно пером и чернилами, что еще усложняло задачу. Появление шариковой ручки знаменовало уход из школьной программы чистописания, и каллиграфические почерки стали редкостью. Шариковая ручка довольно быстро и легко скользит по бумаге, и у пишущего слишком мало времени для выведения символов. В это же время по стране зашагала реформа образования, не только отменившая «чистописание», как предмет, но и отметки за прилежную учебу. Были сокращены часы на обучение письменному навыку, стал другим и сам подход к делу. Если до этого школьники начинали с написания каждой буквы раздельно, то теперь упор делался на навык безотрывного письма.

 

Уроки обращения с оружием

«Мастер-класс» советского военрука. /Фото: logos44.ru

 

«Мастер-класс» советского военрука. /Фото: logos44.ru



Великая Отечественная принесла советскому населению страшный опыт. После Победы защищать Родину с оружием в руках учили с малых лет. Начавшаяся холодная война только подстегивала к тому, и в школах на обязательной основе велись уроки начальной военной подготовки. В рамках этих занятий школьников инструктировали о необходимых действиях при газовой атаке, учили пользоваться противогазом, метать гранаты и собирать/разбирать учебный автомат. После развала Союза такая практика виделась глазами родителей, как пугающая. Ребенок с оружием в руках в стенах школы казался чем-то немыслимым. Правда, поколение, лично посещавшее такие уроки, вспоминает их с теплом. Как правило, преподаватели из бывших военных имели чувство юмора, отвечали всем требованиям военной дисциплины и прививали подопечным массу полезных навыков. С 90-х часть материала с НВП оттянул на себя предмет ОБЖ, вот только практику заменили нудные конспекты. Единственное, что осталось, - метание мячей в рамках уроков физкультуры.

 

Проблема с квалифицированными преподавателями этики

Уроки этики готовили школьников к взрослой жизни. /Фото: cache3.youla.io

 

Уроки этики готовили школьников к взрослой жизни. /Фото: cache3.youla.io



На уроках этики советские школьники узнавали о том, как должны поступать взрослые, как строить отношения в рамках семьи, вести совместное хозяйство, уважать друг друга. По задумке, эти занятия несли в себе важный смысл. Основная часть информации касалась именно семейных взаимоотношений и воспитания детей. К началу 90-х эту дисциплину убрали из школьной программы. По каким-то причинам возник дефицит педагогов, готовых и подкованных обсуждать с детьми такие темы. Все понимали, что предмет нужный, но квалифицированные кадры в нужном количестве перевелись. Через время некоторые разделы этики пробовали вкладывать в уроки обществознания, технологии, экономики. Сегодня периодически поднимаются вопросы о внедрении в программу уроков психологии, которые могли бы стать аналогом советских. Весной 2023-го Госдума обсудила перспективу отдельной новой дисциплины «Семьеведение».

Школьные чертежи по ГОСТу

Черчение было серьезным и сложным предметом. /Фото: news-sp.ru

 

Черчение было серьезным и сложным предметом. /Фото: news-sp.ru



После завершения программы начальной школы советские учащиеся начинали постигать предмет «Черчение». Советский Союз после победы фашизма позиционировал себя страной-строителем. Строился не только коммунизм, а и жилые дома, заводы, фабрики, больницы, школы. Так что новый предмет шел параллельно курсу на индустриализацию. Подготовка к черчению часто требовала участия родителей. Уже сам набор инструментов был внушительным: тубус, циркуль, специальная бумага или листы для черчения, угольник, линейка, транспортир, наборы твердых и мягких карандашей. Теоретически каждый школьник в СССР знакомился с азами деятельности архитектора и строителя.

Урок черчения в его классическом просоветском виде канул в Лету, потому что в сегодняшнем мире смоделировать всякий объект возможно при помощи специальных программ для компьютера. Хотя предмет оставался в основной программе обучения старшеклассников и после развала Союза. Сегодня черчение отсутствует в обычных школах, но некоторые азы вплетены в уроки технологии.

Астрономия с царских времен

Астрономия в школе шла в ногу с развитием космической эпохи. /Фото: hi-news.ru

 

Астрономия в школе шла в ногу с развитием космической эпохи. /Фото: hi-news.ru



Астрономия появилась в рамках школьного образования ещё в петровские времена. После войны, уже ближе к 60-м, предмет получил широкое распространение после первых полетов в космос. Свою роль сыграла и последовавшая космическая гонка СССР с США. На занятиях по астрономии школьники оценивали роль науки в прогрессе цивилизации, открытии планет и других космических объектов, изучали азы небесной механики и др.

С 1993-го астрономия утрачивала свои позиции в новой образовательной системе. В качестве предмета астрономия покинула программные ряды не так давно — в 2008 году. Если при СССР курс включал в себя несколько практических заданий, то позже он состоял целиком из цифр и формул, которые перегружали школьников поколения ЕГЭ. Тогда Минобрнауки официально порекомендовало больше не включать астрономию в основную школьную программу. Но и на протяжении 90-х на этот предмет выделялось всего несколько учебных часов в общем курсе по физике. При этом Всероссийская олимпиада по астрономии неизменно проводилась на одном уровне со всеми остальными предметами. Раздел, касающийся этого предмета, по-прежнему есть в некоторых учебниках старшеклассников.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/190923/57540/




Комментарии:

11 октября ’2024   22:02
Из вышеперечисленного разве что астрономия не помешает, и то поверхностно, в рамках общих представлений о пространстве, в котором мы живём. Ведь небольшой процент станет астрономами и астрофизиками, но понимание контекста, в котором крутится наш мирок, приветствуется (хотя бы, учитывая, то, что какие ни-то сдвиги (например вспышка "сверх-новой" могут "слизать" жизнь (вместе с нами) с нашей планеты.


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи


Трибуна сайта
Ты где-то есть.

Присоединяйтесь 



Наш рупор
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft