Зарегистрировано — 123 441Зрителей: 66 524
Авторов: 56 917
On-line — 6 865Зрителей: 1340
Авторов: 5525
Загружено работ — 2 123 470
«Неизвестный Гений»
Новости
Терпел насмешки в СССР, покорил Европу, а главный шедевр написал слепым: белорусский художник Александр Родин
События мирового масштаба наполняют 1970-е прошлого столетия. Об одних говорят, как о великом достижении, о других до сих пор спорят. О «массовой эмиграции евреев» старались до «перестройки» просто умалчивать. Современникам же интересно, что же на самом деле заставляло людей искусства и культуры покидать страну? Возможно, многие просто стремились попасть на историческую Родину, которая казалась сказочной и максимально комфортной для всех. Художник А.Родин сказал в одном из интервью, что им двигало желание создавать свое видение мира. Поэтому он просто отправился на территорию, где нет цензуры.
Повелитель фантазии – Родин
Судьба известного сегодня во многих странах белорусского художника А.Родина очень обычна. Учился, трудился, вырабатывал собственную манеру письма и примерялся к разным стилям.
Рисовать любил с детства. Первым учителем стал руководитель кружка художник Виктор Иванович Версоцкий На занятиях педагог всегда увлеченно рассказывал о художниках, давал мастер-класс по созданию репродукций известных картин и призывал выражать свои чувства, а не просто копировать предметы.
Как и все мальчишки гонял в футбол, катался на лыжах и коньках. Однажды открыл для себя астрономию. Увлекся наблюдениями за звездами, стал делать телескопы с мощным разрешением, научился для этого полировать стекла. Фантасмагория и иррациональность вселенной до сих пор неизменно присутствуют в работах Родина.
Поступил в БГТХИ. Учился на курсе у выдающихся художников и педагогов Ивана Ахремчика, Натана Воронова, Мая Данцига. Знакомясь с творчеством живописцев неожиданно осознал, что ему нравится андеграундное искусство, именно те свободные художники, которых все ругают.
Сложилось так, что в окружении Родина было много неформальной молодежи – хиппи, битников, любителей тяжелого рока. С ними можно было не прятаться, говорить то, что думаешь. В какой – то момент пришла идея заняться музыкой. Родин покупает гитару и становится членом музыкального коллектива Perpetuum Mobile. Однако живопись привлекала больше, чем карьера гитариста. Она словно глоток свежего воздуха. Он в ней нуждался.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Что рисовал пролетарский поэт Маяковский, и Почему его считают одним из самых значимых русских художников XX века>>
Родин был преуспевающим учеником, Созданные в классическом стиле реализма его работы хвалили все педагоги. Но он выбрал авангардную стилистику. Его произведения— это сочетание фигуративного и абстрактного искусства, разложенное на мелкие детали. Художник рисует прежде всего то, что его волнует: взаимосвязь экологии, мифологии, космоса и человека. Поэтому пейзажи и абстракции выглядят многозначно и неповторимо. В них много логики и они всегда несут философский подтекст.
Как запечатлеть мечту и рассказать о себе миру
Каждое полотно притягивает взгляд и вызывает на искренние разговоры, порождая в душе грусть или радость, ностальгию или просто, человеческое тепло. В них заключен безграничный полет фантазии. Можно часами рассматривать и каждую минуту находить что-то новое, особое.
Современного зрителя особенно поражает масштаб картин. Обычно это очень большие полотна, например - шесть метров в длину и два в высоту, для выставки которых требуются огромные залы.
Удивляет еще и тот факт, что над одной картиной автор может работать несколько лет, и когда работа уже закончена, может посчитать ее эскизом и переписать на более крупный масштаб, дополнить и частично переделать.
С помощью монохромных цветов автору удается постоянно менять городские, геологические, биологические и техногенные характеристики фигур и пространства.
Официально в СССР никто не хотел признать гениальность художника. Многие открыто смеялись и грубо критиковали, соблюдая установку партийного руководства на соцреализм.
Родину повезло дважды. Во-первых, ему удалось совершить поездки в другие страны и узнать о существовании своего рода объединения свободных художников. Во-вторых, выставил три своих работы в рамках гранта по поддержке белорусских художников и случайно попал в поле зрения устроителей нетрадиционного искусства в Берлине. Родину дают персональное приглашение, и он переезжает в Берлин.
Получить 1000 квадратных метров, целый этаж в известном арт – сквоте «Тахелас» и выставить 100 работ – предел мечтаний для любого художника. Берлин был наполнен талантами, но не всем удалось пробиться и впечатлить бывалую и насыщенную неформальным искусством публику. Каждый день, в течении года, по 1000 человек приходили и любовались полотнами, спорили и разгадывали тайные послания автора миру.
Активное творчество – не единая стезя для эмигранта Родина. Он создает движение «Дах», которое помогает молодым талантам придвинуться вплотную к зрителям, способствует их известности по всему миру.
За 13 лет пребывания в Берлине Родин создал много запоминающихся, ярких образов. Но жизнь иногда вносит свои коррективы.
Однажды выставку закрыли, так как помещение выкупил банк. Можно сказать, это происходило как рейдерский захват. Художников и посетителей выгнали, залы опечатали вместе с работами. Положение спасли пресса, телевидение и бывшие посетители выставки. Только благодаря петиции с 100 000 подписями удалось выиграть суд, а чуть позже, по решению судейской коллегии забрать все картины.
К сожалению, художника уже нет в живых. Сегодня во многих странах, в том числе и на Родине, экспонируются работы мастера Алеся Родина. Последние годы он много путешествовал, занимался экспериментальной живописью и перфомансом. Весь мир для него был творческой мастерской. Свои наблюдения за человечеством он переносил на полотно.
Монументальные эскизы или «окна» в другой мир
Каждая картина Родина — это рассказ о ком-то или о чем-то. Самой известной принято считать самую большую - «Мифологему тысячелетий». Ее автор создавал пять лет. Представленные элементы можно разделить на объекты обозначающие философское обозначение смысла жизни, разнообразие религиозных миров.
Экологическая тематика создана после поездки в Полесье. При детальном рассмотрении можно увидеть взаимосвязанные события – властелин мира, переворачивающий течение жизни вспять: техника, которая уничтожает окружающую среду: погибающая природа, несчастные животные.
Картина «Всевидящее око» имеет свою предысторию. Художник Григорий Данченко резко перестал различать предметы. Это не просто потеря зрения – это катастрофа. Привычный мир рухнул в одночасье. Нет работы, нет денег, нет любимого дела. Гимн основе основ – зрению, заключен в этой работе.
Каждое полотно – это источник силы духа. Сложные образы созданы специальной техникой, которой и сегодня мало кто пользуется. Это очень трудоемкая манера письма. В одном из интервью Родин именовал свой жанр пуантилизмом. Это когда краски не смешиваются и наносятся мазками различной формы: точечные, прямоугольные, стандартные. В результате получается оптический эффект.
Нестандартный подход к творчеству сделал мастера Родина знаменитым и популярным. Сегодня его работы хранятся в нескольких музеях мира и в частных коллекциях, периодически выставляются на выставках, манят к себе и словно приглашают заглянуть в «окно», понаблюдать за другими мирами.