Микеланджело Меризи да Караваджо, широко известный как Караваджо, был знаменитым художником эпохи Высокого Возрождения и маньеризма. Его называют прародителем искусства периода барокко. Он родился 29 сентября 1571 года в Милане, Италия, а умер 18 июля 1610 года в Порто-Эрколе в Тоскане. Художник прославился ещё тем, что вёл не очень достойный образ жизни. Главное, что несмотря на все свои личные проблемы, он был художником-новатором, чей стиль живописи выходил за рамки идеализма эпохи Возрождения.
Караваджо изображал фигуры на своих картинах очень реалистично, что зачастую только подчёркивало драматизм сцены. Он использовал технику, называемую тенебризмом. Одни из самых знаменитых полотен великого мастера: «Призвание апостола Матфея» (1599–1600), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна».(1599–1602) и «Святой Иероним в размышлении» (1605).
«Нарцисс» Караваджо был написан между 1597 и 1599 годами. Он был вдохновлён греческим мифом о молодом человеке по имени Нарцисс. Художник был впечатлён версией мифа, рассказанной в стихотворении римского поэта Овидия, под названием «Метаморфозы» (8 г.н.э.).
Караваджо в то время был уже весьма популярен. Особенно его выделяло среди других талантливых художников использование тёмных и светлых контрастов, которые придавали его картинам повышенный драматизм. Это также является типичной характеристикой искусства барокко. Эта специфическая техника называется тенебризмом. По сравнению со светотенью (которую в своё время использовал Леонардо да Винчи) эту технику можно считать шагом вперёд. Только тенебризм ориентировался на тёмные, обычно близкие к чёрному, тени. Караваджо также славился своими натуралистическими сюжетами.
Согласно Овидию, Нарцисс был молодым охотником из Греции. Он был поразительно хорош собой. Его красота сражала многих девушек и женщин, но сердце юноши всегда оставалось холодным. Мать Нарцисса, нимфа Лириопа, узнала от Тиресия, греческого пророка, что её сын проживёт долго только при условии, что он никогда не увидит своего лица. Однако случилось так, что однажды Нарцисс увидел своё отражение в воде. Он был настолько очарован своей красотой, что не мог оторваться от созерцания себя самого. Молодой человек не мог ни есть, ни пить и, в конце концов, умер. После смерти он стал цветком нарцисса. Этот сюжет очень часто становился предметом вдохновения для многих художников.
Согласно одной из версий, полотно могло быть создано в жанре Ванитас. Это означает, что в картине содержится прямой намёк на смерть, конечность существования, краткость жизни и то, что в конечном итоге все умрут. Картины Ванитас обычно писались как натюрморты, изображающие различные рукотворные предметы, которые символизировали земные удовольствия или времяпрепровождение, например, вино, еда, книги, украшения, монеты и музыкальные инструменты. Также такие произведения могут включать черепа, свечи или предметы, передающие ощущение времени и, в конечном итоге, краткости жизни.
Это именно то, что потенциально может представлять и «Нарцисс»: идею такой вовлечённости в жизнь и красоту, иначе говоря, тщеславие. Оно же недолговечно, потому что смерть — неизбежная часть жизни.
Художник изобразил центральную часть фигуры Нарцисса на чёрном фоне. Он сидит на согнутой правой ноге, вытянув обе руки вперёд, наклонившись над водой, которая кажется почти такой же чёрной, как и фон. Нарцисс пристально вглядывается в собственное отражение в воде. Молодой человек одет в типичную средневековую одежду — парчовый камзол сине-серого цвета. Под ним — белая шёлковая рубашка. На ногах — синие штаны. Караваджо мастерски применяет здесь технику тенебризма, что создаёт на полотне характерный контраст. Особенно на чёрном фоне выделяется фигура Нарцисса, который, в свою очередь, кажется освещённым неизвестным источником света.
Текстуры предметов кажутся максимально реалистичными. На гладкой коже практически не видно мазков, а шелковистость парчи ярко контрастирует со складками на рубашке. Вода кажется спокойной, кристально чистой и текучей, контрастируя с твёрдой неподвижной землёй.
Штрихи художника придают полотну ощущение трёхмерности, а натурализм передаётся за счёт использования художником света и тени. Кроме того, кажущаяся непринуждённой поза самого Нарцисса, подчёркивает натурализм композиции. Форму его тела называли змеевидной. Художники маньеризма использовали её для обозначения движения и выразительности фигуры, а также для придания ощущения драматизма.
Когда зритель смотрит на «Нарцисса» Караваджо, то кажется, будто он сидит прямо напротив него, а он смотрит на себя. При этом Нарцисс является единственной фигурой в композиции, без каких-либо других деталей, кроме воды и собственного отражения. Чёрный фон ещё больше сужает пространство и создаёт неповторимое настроение.
Учитывая такой мифологический персонаж, как Нарцисс, которого оживил Караваджо, неудивительно, что, глядя на его отражение, зритель, в конечном итоге, смотрит совсем на другое. Это более невидимое размышление, вызывающее вопросы о жизни и смерти, а также моральные представления о тщеславии.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/150923/57416/