За свою актёрскую жизнь народный артист РСФСР Александр Демьяненко, несмотря на периодически возникавшие проблемы с работой, снялся в более чем 100 фильмах и почти столько же озвучил. Тем не менее, он всегда очень жалел, что так и не сыграл роли, которой можно было бы по-настоящему гордиться. Так, считал сам актёр, но так не считают миллионы поклонников его творчества...
Александр родился в конце мая 1937 года в Свердловске в семье преподавателя актёрского мастерства местной консерватории Сергея Петровича Демьяненко. Подрастая в творческой среде, маленький Саша рано увлекся театром. Он записался в кружок художественной самодеятельности при Дворце культуры, где сыграл свои первые роли. Помимо театра, он учился в музыкальной школе, играл на фортепиано, ходил на секцию бокса. Позже, когда Александр вырос, близкие отмечали у него красивый низкий баритон. "В десятом классе я уже знал, что хочу быть актером, и поступил в драматическую студию, что явно не пошло на пользу учебе в школе", - вспоминал актер.
Но только вот после школы поступил Демьяненко-младший на юрфак местного вуза. Правда, вскоре опомнившись, всё бросил и отправился в Москву брать приступом ГИТИС. Получилось с первого раза. Что любопытно на вступительных экзаменах Демьяненко читал стихотворение Ярослава Смелякова «Хорошая девочка Лида» - то самое, которое спустя несколько лет декламировал в комедии Гайдая.
В 21 год Демьяненко дебютировал в фильме «Ветер». Причём сразу у легендарных - Алова и Наумова. А спустя три года в картине тех же режиссеров «Мир входящему» (1961) молодой актер сыграл одну из главных ролей (Шуру Ивлева). После окончания ГИТИСа актер был приглашен в Театр им. Маяковского, что уже считалось большой удачей. Однако, прослужив там около трёх лет и не получив большого удовлетворения от предложенных ролей, Демьяненко согласился войти в штат киностудии «Ленфильм», где вскорости и снялся в главных ролях в ряде картин.
И тут случилось то, что кардинально перевернуло актёрскую карьеру начинающего артиста: в поисках главного героя для своей комедии в «Несерьезных историях», (впоследствии превратившихся в «Приключения Шурика»), Леонид Гайдай пересмотрел практически всех советских киноактеров мужского пола. А когда режиссер увидел Демьяненко, сразу понял - это он. Героя со сценарным именем Владик тут же переименовали в Шурика, а самого актёра из брюнета сделали блондином в очках. В итоге фильм в СССР произвёл сумасшедшей фурор. Хотя для самого исполнителя главной роли это было удивительно: «Я ведь ничего не играл, просто жил в предлагаемых обстоятельствах. Мы ведь с Шуриком похожи», — будто оправдывался тогда Демьяненко.
Надо отметить, что благодаря Леониду Гайдаю Демьяненко вмиг стал до сих пор не меркнущей звездой телевизионных экранов. Однако Гайдай, как считали некоторые коллеги, да и сам актёр, непроизвольно сломал его карьеру. После трёх фильмов с участием студента Шурика уже все режиссеры считали, что на экране никем другим артист Александр Демьяненко быть не может. А то, что до этого он снимался в драматических фильмах и играл серьезные роли, все забыли напрочь. К сожалению, больших ролей в кино ему уже не давали, лишь изредка предлагали интересные эпизоды или маленькие роли в хороших картинах. Одна из таких - комедия «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).
Бывало, актер и вовсе кормился лишь озвучиванием фильмов, в том числе и зарубежных. В кинематографической среде считалось, что Александр Сергеевич словно был рожден для озвучивания, поскольку тембром обладал бархатным, завораживающим. Его голосом с экранов говорили Омар Шариф, Жан-Поль Бельмондо, Роберт де Ниро. А Донатас Банионис, которого в фильме «Никто не хотел умирать» озвучил Демьяненко, прислал на студию письмо: «Прошу в дальнейшем все мои роли давать озвучивать только Александру Демьяненко». В шутку или всерьёз тогда поговаривали, что роль Баниониса удалась лишь благодаря озвучке. Не отказывался актёр и от озвучивания мультфильмов...
В лихие 1990-е, оставшись практически без средств к существованию, Демьяненко согласился на откровенную халтуру — ситком «Клубничка». Актёра выручила бывшая партнерша по «приключениям Шурика» Селезнева, которая нашла выход из творческого тупика: «Будем вместе ездить на встречи со зрителями». Эти встречи и вытащили его из безработицы, безденежья и депрессии.
Актёр по своей сути был, как бы не от мира сего. Не особо общительный и немного стеснительный, ожидая своего выхода на съемочную площадку, он обычно сидел в сторонке с газетой или книгой. Панибратское отношение поклонников и коллег оскорбляло его. На весёлое: «Привет, Шурик!», отвечал: «Я вам не Шурик, а Александр Сергеевич!». А чтобы на улицах оставаться неузнаваемым, Демьяненко многие годы носил кепку и черные очки, поскольку слава, доставшаяся актеру от Шурика, мучила его ужасно. Он порой ненавидел своего героя и не хотел принимать тот факт, что в своё время вытянул счастливый лотерейный билет.
"Я вообще-то человек не светский, не очень общительный и замкнутый - короче, не совсем типичный актер. Я не слишком люблю откровенничать с незнакомыми людьми, нагружать их своими проблемами. Мне не доставляет большой радости, когда в меня тычут пальцем на улице, бросаются в объятия, обращаются на "ты". Я предпочитаю, чтобы меня не замечали", - говорил актер о себе.
Александр Сергеевич был большим эрудитом. Очень много читал, любил классическую музыку и дачу, а ещё обожал «лежать» под машиной, мастерски орудуя гаечным ключом. Но, когда в Тольятти артисту предложили в подарок новенькую «шестерку», наотрез отказался. И об этом позже ни разу не пожалел.
В личной жизни Александр Демьяненко обрел счастье лишь со второй попытки. С первой своей супругой Мариной Скляровой он прожил 16 лет. (Они познакомились ещё в свердловском драмкружке). Но, встретив ассистентку режиссера дубляжа - Людмилу Неволину - пропал сразу. Как-то посреди ночи явился к ней с маленьким чемоданчиком и заявил с порога: «Я к вам пришел навеки поселиться». И надо сказать, поселился вполне удачно. За 23 года Александр и Людмила ни разу не поссорились. Видимо, после неудачных браков они научились ценить друг друга и свою любовь.
А вот о наследниках Александр Сергеевич никогда даже не мечтал, поскольку не любил детей. Обе его супруги делали аборты, о чем потом очень сожалели. Ему вполне хватило приёмной дочери - Анжелики, которой было 12 лет, когда актёр пришел к ним в дом. Правда, притирались они трудно и долго, а потом стали очень близки. Сегодня Анжелика Неволина, ставшая актрисой, бережно хранит память не только о маме, но и о дяде Саше.
Судьба, к сожалению, отмерила Александру Сергеевичу только 62 года жизни. Сказались нервные и физические перегрузки. Актер перенес несколько инфарктов на ногах. Было даже назначено шунтирование. Но до операции Демьяненко не дожил 10 дней. Смерть случилась в результате отека легкого, вызванного коронарной болезнью сердца. В конце мая этого года ему бы могло исполниться 86 лет. Но, увы...
В память об легендарном актёре предлагаем вспомнить пять важных ролей Александра Демьяненко, которые он сыграл на заре своей карьеры. Их наверняка помнят зрители старшего поколения.
В 1961 году Александр Демьяненко получил главную роль в фильме режиссеров Фрунзе Довлатяна и Льва Мирского «Карьера Димы Горина», где он сыграл молодого, подающего надежды бухгалтера. Режиссеры именно в нём увидели актера, способного с легкостью вжиться в роль смелого и порядочного человека, способного на поступок. Фильм "Карьера Димы Горина" после премьеры стал лидером советского проката: его посмотрело более 20 миллионов зрителей.
По сюжету фильма главный герой кристально честен, очень скрупулёзен, не допускает ошибок, всегда старателен и опрятен. Образцового сотрудника начальство собралось повысить в должности, но тут на радостях он совершил финансовую ошибку: запутавшись в расчетах, по ошибке выплатил лишних три с половиной тысячи рублей клиенту, приехавшему из далекой сибирской стройки. И чтобы исправить свою ошибку, молодой человек отправляется за тысячи километров в таёжный посёлок.
Клиент возвращает деньги, но Дима не спешит уезжать: он влюбляется в бригадира монтажниц Галю Березку, забывает про столицу и, устроившись работать в бригаду монтажников-высотников, начал строить новую карьеру…
Фильм «Мир входящему» вышел почти одновременно с «Карьерой Димы Горина» и драматический герой Ивлев стал для актёра таким же знаковым персонажем, как комедийный бухгалтер Горин. С режиссерами Александром Аловым и Владимиром Наумовым Демьяненко посчастливилось работать еще студентом третьего курса ГИТИСа. Тогда он снялся в фильме «Ветер». После успешного дебюта, режиссеры решили позвать Александра на главную роль в свою военную драму.
По сюжету фильма молодой лейтенант Ивлев прибыл в Берлин за несколько дней до капитуляции Германии. Выпускнику военного училища, мечтавшему о серьезных боевых заданиях и опасных сражениях, дают на первый взгляд банальное поручение: доставить в госпиталь молодую беременную немку и контуженного солдата. Это задание стало настоящим испытанием для молодого бойца. Ему предстоит пройти и трудный путь, и сложные испытания, из которых выйдет совсем другим человеком. В роли Ивлева актёр показал, как война очень быстро может закалить характер человека. Создатели и зрители именно после премьеры этого фильма взглянули на Демьяненко как на сильного драматического актера.
К слову, благодаря этой военной драме об Александре Демьяненко узнали далеко за пределами СССР: картина «Мир входящему» была отмечена специальным призом жюри за лучшую режиссерскую работу и "Кубком Пазинетти" на XXII международном кинофестивале в Венеции.
В 1962 году об Александре Демьяненко, уже как о популярном актере, много писали в газетах, наперебой приглашали на съемки. В Ленинграде от "Ленфильма" ему дали квартиру, а ещё предложил главную роль в драме «Порожний рейс» режиссёра Владимира Венгерова.
По сюжету фильма он сыграл Павла Сироткина – молодого и неопытного журналиста, который по редакционному заданию отправляется из Москвы в таёжную Сибирь. Прибыв на место, он знакомится с лучшим водителем, передовиком леспромхоза Николаем Хромовым, который и должен стать героем очерка. Однако Сироткин, сам того не желая, сталкивается с откровенными финансовыми махинациями в работе заготовительного предприятия. И, как честный человек, не может допустить такого произвола. Образ отважного журналиста тут же полюбился зрителям, а за Демьяненко закрепился образ идеала советской честности и совести...
В 1963 году Демьяненко пригласили сыграть в картине у одного из главных советских режиссеров-сказочников Надежды Кошеверовой. Это был совершенно новый актерский опыт: классическая сказка с добрым концом для Демьяненко стала очередным актерским вызовом, с которым он успешно справился.
"Каин XVIII"
По сюжету одноименной сказки Евгения Шварца актёр Демьяненко сыграл бродячего музыканта Яна. Герой влюбляется в принцессу, но, как и полагается, королевская семья против союза дочери и бродячего музыканта. И чтобы поставить в этом деле точку, родители сватают ее к богатому королю из соседнего царства-государства королю Каину, самодуру и подлецу. Отважный Ян отправляется сражаться за свою любовь..
В фильме Николая Розанцева Демьяненко сыграл молодого следователя по особо важным делам, которому доверили расследовать дело военного преступника. Александр Демьяненко на то время уже был признанным драматическим актёром, поэтому его сразу утвердили на эту роль.
По сюжету фильма главный герой - молодой следователь по особо важным делам Поликанов, расследует дело диверсанта и предателя Золотицкого, перешедшего в годы Великой Отечественной войны на сторону немцев, а после скрывшегося с поддельным паспортом. Эта кинолента вошла в тройку лидеров проката 1965 года, а сценарист Александр Галич получил Почетную грамоту от КГБ СССР. Именно эта роль считается одной из лучших драматических работ Демьяненко.
Кинокритики в то время не уставали повторять: Демьяненко идеально справляется и с ролями романтиков, и скромных интеллигентов, и с образами военных, и суровых сыщиков. Актеру пророчили звездную карьеру. Так оно бы, наверное, и случилось, если бы не злополучная роль Шурика в гайдаевских комедиях.