В отличие от ряда других элементов формы советского солдата, суконный шлем, позднее вошедший в историю как будёновка, появился незадолго после формального появления самой Рабоче-Крестьянской Красной Армии. А начало её созданию положило объявление Народного комиссариата по военным делам РСФСР от 7 мая 1918 года об организации конкурса среди художников. Общим требованием к участникам была разработка полного комплекта солдатского обмундирования, а среди необходимых элементов логично оказалась и шапка.
Конкурс в итоге продлился больше чем полгода, и только 18 декабря 1918 года специалисты Реввоенсовета выбрали победителя. А им оказался проект формы, разработанный известными отечественными художниками Виктором Васнецовым и Борисом Кустодиевым. Если обратиться к их видению головного убора советского солдата, то можно заметить его большое сходство с традиционной для древнерусской дружины ерихонской шапкой, или просто ерихонкой, однако представлял собой не металлический, а суконный шлем, предназначенный для зимы.
Интересно, что существует и другая популярная версия о происхождении знаменитого зимнего шлема для РККА. Якобы на самом деле они были разработаны ещё до Октябрьской революции, когда вовсю гремела Первая мировая война. И причину появления нового головного убора для армии эта теория предлагает довольно занятную - мол, обращение к мотивам древнерусской былинной традиции должно было стать попыткой усилить мотивацию солдат сражаться. В действительности же историки, не нашедшие никаких реальных подтверждений этой версии, считают её не более чем мифом.
Ещё больше, чем теорий происхождения, будёновка накопила прозвищ. Самое известное, связанное, конечно, с легендарным советским кавалеристом и маршалом СССР Семёном Будённым, прижилось среди солдат и народа только после окончания Гражданской войны. А изначально её ассоциировали с другим деятелем, Михаилом Васильевичем Фрунзе, при котором шапка стала массово внедряться в обмундирование Красной Армии. Существовали и другие клички суконного шлема, например, «богатырка», относящая к головным уборам былинных героев, а также «громоотвод» или «умоотвод», намекающая на её силуэт.
Документально новый зимний шлем для военнослужащих РККА был утверждён приказом Реввоенсовета от 16 января 1919 года. В его тексте можно увидеть перечень главных отличительных черт этого головного убора: защитный цвет, колпак, козырёк овальной формы, так называемый назатыльник, защищавший уши и шею от холодов, а также знаменитая пятиконечная звезда, пришитая над козырьком. Через полгода, когда в форме красноармейцев появился и металлический значок - красная пятиконечная звезда и расположенные внахлёст серп и молот - его было предписано крепить также на будёновку, прямо посередине суконной «звезды во лбу».
Популярность будёновки не только как зимнего армейского шлема, но как символа советского строя, появилась и стремительно росла во всё те же годы Гражданской войны. Особенно тому способствовали тысячи пропагандистских листовок и плакатов, где красноармейцы практически всегда изображались именно в остроконечном суконном шлеме. Самым знаменитым, причём даже сегодня, можно справедливо считать агитационный плакат с солдатом, указывающим на зрителя и вопрошающим в лозунге «Ты записался добровольцем?», который был создан ещё в 1920 году.
Стоит отметить, что советская пропагандистская машина установила в народной памяти обобщённый образ буденовки с красной пятиконечной звездой. В реальности же вариаций суконного шлема было множество - так, различался даже оттенок ткани, из которой её отшивали, и зависел оно от рода войск. Более того, таким же образом определяли, какая ткань использовалась для того, чтобы обтянуть пуговицы на определённом зимнем головном уборе бойца Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Аналогичный критерий обеспечивал и разные цвет для тех самых звёзд: так, по информации редакции novate.ru, если на будёновке была нашита синяя звезда, значит, её носит кавалерист, если оранжевая - артиллерист, зелёная - служащий на границе, чёрным оттенком пользовались солдаты инженерных войск, а голубая принадлежала лётчикам. Самое интересное, что конкретно красный цвет в армии фактически не использовался: по данным редакции novate.ru, пехотинцы носили на своих будёновках звёзды наиболее приближённого оттенка, малинового.
Хотя будёновку традиционно изображают как зимний головной убор, чем она, собственно, и была, летная модификация у неё тоже была. Для неё брали материал полегче, такой как хлопок, а также убирали «подзатыльник» - летом ведь уши и шея в защите от холода не нуждались. Правда, она в Красной армии как-то не прижилась: если приняли её в начале 1922 года, то отменили уже к лету 1924-го, а на смену её пришла привычная многим фуражка. По какой-то причине не устраивала командование и зимняя буденовка, которую постоянно меняли - то приказывали выбирать ткань другого оттенка для изготовления, то отменяли это распоряжение, а однажды с концами убрали нашитую пятиконечную звезду.
С другой стороны, дожить до конца тридцатых годов прошлого века суконному шлему всё равно ничего не помешало: официально отменили её использование в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии только 5 июля 1940 г., когда была начата эра не менее легендарной шапки-ушанки. Причина заката будёновки была проста - в условиях реальных боевых действий (в данном случае, имеется ввиду советско-финская война) суконный шлем банально плохо согревал голову солдат. Впрочем, будёновка продолжила жить как один из любимых головных уборов детей, играющих в войнушку или киношников, снимавших фильмы про Октябрьскую революцию.
Источник: https://novate.ru/blogs/240924/70907/