Нередко провальные первые несколько месяцев войны объясняют тем, что в стране царил хаос и неразбериха из-за неготовности как государственного, так и военного руководства страны к нападению такого масштаба. Несмотря на то, что определенные просчеты и были, можно смело говорить о том, что все необходимые механизмы, которые привели к победному финалу, заработали с первых дней.
Указ Президиума Верховного Совета СССР был издан в первый же день войны. Мобилизация была объявлена в 14 военных округах (всего их было 17), речь шла о мужчинах 1905-1918 года рождения. Сама мобилизация началась с 23 июня. Несмотря на то, что мобилизация была объявлена полной, это не означало массового призыва. Речь шла о каждом четвертом-пятом из числа военнообязанных. Мобилизация шла на волне огромного патриотического подъема, который не иссякал на протяжение всего периода. Всего за годы Великой Отечественной на фронт ушло более 20 млн человек.
К 1941 году на военном учете состояло 12 млн призывников. Однако большая часть не обладали никакими навыками военного дела. В армии была нехватка специалистов самого разного профиля.
Однако было бы не верным говорить о том, что до нападения фашистской Германии на СССР последним ничего не предпринималось. Несложно было предположить, что впереди тяжёлые времена, учитывая продвижение Гитлера по Европе. В 1938 году в РККА было чуть боле 1,5 млн человек. В 1939 году принят закон, сделавший воинскую обязанность всеобщей. Следующим шагом было снижение призывного возраста с 21 до 19. Параллельно сократилась численность тех, кто имел право на отсрочку. Все это позволило увеличить численность РККА до 5 млн человек.
В довоенных условиях численность армии должна была составлять половину от необходимой для проведения полномасштабной войны. Кроме того, это позволяло научить военнообязанных основам, необходимым для участия в обороне страны. Генштаб на тот момент был уверен, что этой численности будет достаточно чтобы противостоять прорыву противника и переходу к наступательным действиям.
Советский кинематограф масштабно растиражировал образ уходящих на фронт, которые прямо с вокзала прямым ходом отправляются в зону ведения боевых действий. Конечно же, потоки мобилизованных разделялись, они сосредотачивались в местах дислокаций, отправлялись в гарнизоны.
Однако план Генштаба о количественном составе армии оказался ошибочным как минимум в два раза. И это стало ясным уже в первые месяцы войны. Уже в июле был подготовлен документ о формировании новых частей, а значит мобилизация продолжалась.
В августе прошла новая волна мобилизации, которая была сложной эмоционально. Было понятно, что мужчины отправляются едва ли не на верную гибель, учитывая насколько ожесточенные шли бои и сколько территорий было оккупировано. Однако ни о каком проявлении малодушия говорить не приходится. Подсчитано, что за годы Великой Отечественной число уклонистов не превысило 1%.
Мобилизовали мужчин 1895-1904 годов рождения, а к осени уже начиная с 1890 года рождения. Однако старшие по возрасту чаще занимались формированием вспомогательных частей. Были заняты на строительстве.
При получении повестки гражданин должен был немедленно оставить рабочее место, самостоятельно обрить голову, взять с собой документы и прибыть в призывной пункт. После того как стало понятно, что оборонная способность страны была не готова к удару такой силы, были пересмотрены списки тех, кто не подлежал призыву.
К примеру, изначально не подлежали призыву дети репрессированных, которые относились к числу неблагонадёжных. Предполагалось, что с их стороны высок риск предательства. Это были потомки царских офицеров, священников, представителей аристократии. Но это ограничение было снято.
Бронь все же выдавалась представителям некоторых профессий. Работники оборонных заводов, речного судоходства, а также те, кто заготавливал лес оставались на своих рабочих местах. Очевидно, что их деятельность на рабочих местах нужна была для победы не меньше, чем подвиги на фронте.
Творческая интеллигенция – актеры, музыканты, художники тоже не подлежали призыву. Для них была уготована другая роль – поднятие патриотического духа, сохранение культурных ценностей и морального облика страны. Призыву не подлежали и те, кто имел немецкие, румынские, финские, греческие, венгерские, китайские или японские корни.
Большинство мужчин, проживающих в Сибири и Дальнем Востоке тоже не подлежали мобилизации. Однако речь не о географической удаленности от зоны боевых действий. Это был резерв на случай войны с Японией.
Учитывая, что количество добровольцев не уменьшалось на протяжении всего военного периода, неудивительно, что создавалось и так называемое народное ополчение. В него входили те, кто по каким-то причинам не попал под мобилизацию. Причем для командования выделялся кадровый офицер. Очень быстро численность ополченцев достигла одного миллиона, было создано 60 дивизий, больше половины из которых участвовали в боевых действиях.
Но не все было столь однозначно. Конечно, это было свидетельством патриотизма и смелости советских граждан. Но ополченцы не имели навыков военного дела, были плохо вооружены и в боях несли огромные потери.
Тот факт, что миллион человек (не считая мобилизованных) оставили свои трудовые места наносил огромный ущерб экономики страны, которая и так находилась в сложном положении. После того как расстановка сил на фронте поменялась, руководство все реже использовало ополченцев для боевых задач. Многие из них были преобразованы в регулярные части.
Последний призыв за годы Великой Отечественной войны состоялся осенью 1944 года. В ряды вооруженных сил отправились юноши 1927 года рождения – это те ребята, которым на момент начала войны исполнилось 14 лет. Однако эти ребята не отправлялись на линию фронта массово, их старались беречь. Но и среди мобилизованных в последний призыв были те, кто участвовал в тяжелых боях, штурмовал Берлин.
А последующие годы призыва не было, напротив, шел обратный процесс. Демобилизация проводилась в шесть этапов, последняя была в 1948 году. В этот момент основную массу составляли как раз призывники 1926-1927 годов рождения.
После войны изменился закон о всеобщей воинской обязанности. Срок службы в сухопутных войсках теперь составлял 3 года, на флоте – 4 года. Но эти нормы не применялись к тем, кто уже находился на службе – последний военный призыв. Тогда нередко случалось, что в общей сложности парни отдавали долг Родине по 6-8 лет.