Научно-исследовательский институт техэстетики на исходе 1980-х придумал систему, которая очень походила на сегодняшний «умный дом». Ученые увидели недостатки системы бытовых устройств: телевизоров, магнитофонов, компьютеров, акустики. Точней, отсутствие в этом комплексного подхода. Девайсы, как принято говорить сегодня, дублировали задачи друг друга, не сочетаясь и никак не взаимодействуя. Родилась идея отказаться от самодостаточных устройств и создать посредством функционального блока систему. Предполагалось, что центральный процессор будет принимать извне информацию посредством эфира, кабельных или телевизионных сетей.
По задумке разработчиков, полученная команда распределит задачи по экранам, акустическим колонкам и т.д. Чтобы разместить блоки по жилищу, когда, к примеру, в одной комнате процессор подаст на экран аудиодорожку, в другой — видеоигру, в рабочем кабинете запустит компьютер, а в кухне — аудиокнигу, предлагалась прокладка так называемых «шинопроводов». Предусматривалось и беспроводное подключение к девайсам. Разработчики понимали, что процессор можно соединить с остальными бытовыми приборами при помощи радиосигнала.
Роботы, подобные человеку, давно беспокоят ученые умы. Машины способны заменить людей на вредном производстве или оказать бытовую помощь. Подобные проекты начали реализовываться в мире во 2-й половине 80-х, а в Советском Союзе попытки создания роботов-гуманоидов были предприняты куда раньше. В далеком 1966-м инженер Борис Гришин решил поэкспериментировать с роботом-секретарем «Арсиком». Машина задумывалась в качестве помощника матери изобретателя. Женщина имела проблемы со здоровьем, и в отсутствие сына кто-то должен был помогать ей передвигаться по дому, отвечать на звонки, управлять освещением и бытовой техникой, а при необходимости вызывать экстренные службы.
Все это «Арсик» умел благодаря независимым блокам и 13 электродвигателям, приводившим его металлические конечности в движение. «Руки» робота состояли из шарниров и редукторов, что представляло самую сложную техническую часть. Звуковая часть помощника включала два магнитофона: бобинный, записывающий сообщения, и магнитофон на кольцевой ленте, озвучивающий высказывания самого устройства. Масса робота достигала 100 кг. Машина Гришина получила приз «За самую сложную конструкцию», став героем отечественных и зарубежных СМИ. После смерти инженера его изобретение передали в Калужский музей истории космонавтики, где экспонат находится до сих пор.
Схожая с советским интроциклом модель транспорта мелькала в «Люди в черном-3». Отечественное устройство в 70-х придумал и собрал инженер-конструктор Эдуард Мельников. Подобные штуки проектировались и раньше, а первый интроцикл был родом из Италии начала 20 века. Но советский специалист стал первым, доведшим технологию до исполнения. Правда, в серийное производство разработка не попала. Интроцикл умел развивать скорость в 70 км/ч, поворачивал на месте и ездил по полному бездорожью. Устройство заключалось в следующем: в центре неподвижного круга находился двигатель, вращавший шестеренку. Это вращение передавалось зубцам на внешнем подвижном колесе. Поворотом руля смещались специальные грузы, переносившие центр тяжести в том или ином направлении. Интроцикл был собран из запчастей от советских авто и мотоциклов. После того, как функционеры не заинтересовались изобретением, его аналог появился в США и считался разработкой Керри Маклина.
Советский «автомобиль будущего» оснащался мини-реактором, в котором переваривались энергоаккумулирующие вещества. Вместо бензина бак заправлялся водой, которая после химической реакции с ЭАВ выделяла водород. После смеси с воздухом вещество подавалось в камеру цилиндра мотора. Авторами проекта выступили ученые Института проблем машиностроения АН УССР. Среди их разработок были также водородные «Жигули» и «Волга», а также грузовики ЗИЛ-130, микроавтобусы РАФ, УАЗ на бензоводородных смесях. В серию инновационные советские авто не попали. Но заслуженно считались экологически безопасным транспортом будущего. Сегодня, как известно, водородные автомобили пока еще мелкими партиями выпускаются на многих крупных автозаводах мира: BMW, Hyundai, Toyota.
Магнитоплан мог стать революционным проектом в железнодорожных перевозках. Экспериментальный поезд передвигался на магнитной подушке по дорожному полотну, приводясь в движение электромагнитным полем.
Феномен инженерной мысли развивал скорость, сопоставимую с самолетом. При этом такой транспорт оказывался куда экономичнее. По задумке создателей магнитоплан должен был к 90-м соединять советские города. Его проект появился еще в 1975-м, когда стремительно росло население Союза. Поезд будущего не касался рельсов, будто паря над землей. Его единственной тормозящей силой при отсутствии трения с поверхностью было сопротивление воздуха.
В 1977-м команда физика Е.Фришмана презентовала опытную тележку с магнитной подвеской и массой в 100 кг. А через 2 года появился полноценный поезд. Машина обкатывалась на железнодорожном участке в Раменском Московской области. Всего таких поездов успели выпустить пять. Самый совершенный весил 18 тонн и была рассчитан на 18 пассажиров.
В 1984-м пальма первенства в создании магнитоплана перешла к Великобритании. Схожие проекты появились в Германии, США, Японии.