16+
Лайт-версия сайта

Новости

Шах и мат от «Каиссы»: советская программа, ставшая лучшей в мире по игре в шахматы



Шахматы известная как одна из древнейших интеллектуальных игр, поэтому вполне логично, что и компьютеры в них играть научили. Более того - ровно полвека назад началась традиция раз в три года проводить мировые турниры между программами по шахматам. Но мало кто сегодня помнит, что первое такое соревнование выиграла именно советская система. А всё потому, что сегодня о существовании такой программы большинство людей даже не догадывается.


Однажды в СССР создали программу, ставшую лучшей в мире по игре в шахматы. /Фото: static.life.ru

 

Однажды в СССР создали программу, ставшую лучшей в мире по игре в шахматы. /Фото: static.life.ru



Путь первой мировой чемпионки в мире компьютерных шахмат берёт начало ещё в шестидесятые годы, когда специалисты советского Института теоретической и экспериментальной физики начали развивать ранее подвернутое критике научное направление кибернетики. Наконец, из лучших умов научной среды СССР началось «выветриваться» мнение, что машины не способны производить многоуровневые вычисления, и уж тем более - думать.

Кибернетику при Сталине как только не обзывали, но позднее эта травля закончилась, открыв новые возможности. /Фото: tribun.com.ua

 

Кибернетику при Сталине как только не обзывали, но позднее эта травля закончилась, открыв новые возможности. /Фото: tribun.com.ua



Теперь учёные вовсю стали программировать, и в числе векторов развития этой деятельности оказались игры, причём самые разные: по информации редакции novate.ru, некоторые энтузиасты как-то решили научить машину играть в крестики-нолики. Но был и победитель среди игр по спросу на программирование - это шахматы, которые являются наиболее удобными для обработки техников. Тем более, что механизм игры в шахматы позволяет развивать навык решения невычислительных задач во многих областях, а не только в развлечении.

 

Шахматы - лучшая игра для обучение компьютера. /Фото: forbes.ru

 

Шахматы - лучшая игра для обучение компьютера. /Фото: forbes.ru



И советские учёные, не отставая от западных коллег, стали обучать тогдашние ЭВМ разбираться в шахматах, потому что были уверены - однажды техника обыграет гроссмейстера, даже лучшего в мире. Первой попыткой создать шахматную программу был разработанный в 1966 году безымянный алгоритм, который сразу же решили проверить, что называется, «в поле». Договорились с американскими физиками из Стэнфордского университета под руководством Джона Маккарти — знаменитого учёного, который придумал привычное нам понятие «искусственный интеллект».

Джон Маккарти - учёный, придумавший словосочетание «искусственный интеллект». /Фото: hi-news.ru

 

Джон Маккарти - учёный, придумавший словосочетание «искусственный интеллект». /Фото: hi-news.ru



Этот раунд занял целый год, потому что непосредственной встречи машин в одном помещении не было. Игра производилась следующим образом: физики ходили на своих машинах, а ходы отправляли за океан с помощью телеграфа. Но учёные - люди упорные и терпеливые, поэтому много месяцев потратили на четыре игры. Матч закончился победой советской машины, которые выиграла три игры против одной у американской. Этот эпизод только добавил энтузиазма учёным в СССР, и они стали совершенствовать свою программу.

Несколько создателей программ для компьютерных шахматов за работой. /Фото: techinsider.ru

 

Несколько создателей программ для компьютерных шахматов за работой. /Фото: techinsider.ru



Реорганизации научных учреждений в конце 1960-х и недостаток финансирования не сумели остановить разработки, хотя пришлось частично набрать новую команду исследователей. На создание новой шахматной программы ушло больше трёх лет, и в итоге в 1971 году она, наконец, появилась. Назвали её «Каисса» - в честь дриады, покровительницы шахмат из античной мифологии. Отличалась новая программа не только наличием имени, но и более совершенным как «железом», обладавшим большую мощность, так и новой архитектурой кодов.

Интересный факт: несмотря на то, что над «Каиссой» работали больше десятка умнейших физиков и математиков, лишь у пары из них были разрады по шахматам. Например, один был мастером спорта, другой стал КМС, а все остальные были любителями.

Современный арт, представляюший Каиссу - мифическую покровительницу шахмат. /Фото: hi-news.ru

 

Современный арт, представляюший Каиссу - мифическую покровительницу шахмат. /Фото: hi-news.ru



После окончания разработки «Каиссу» стали проверять в игре, и первыми её противниками стали простые советские граждане, которые «общались» с программой через газеты: там публиковались сначала ходы машины, а учёным передавались самые популярные ответные ходы, присылаемые читателями в редакции. Интересно, что только в состязании с одной газетой она победила людей, а вот второй такой матч в другом издании она уже проиграла. Интересовались программой и видные шахматные гуру СССР, но их взаимодействие осталось на уровне обзоров способа действия «Каиссы».

Один из создателей программы, КСМ по шахматам, тестирует её возможности. /Фото: teletype.in

 

Один из создателей программы, КСМ по шахматам, тестирует её возможности. /Фото: teletype.in



А меж тем в начале семидесятых годов прошлого века количество стран, где практиковали компьютерные шахматы, уже перевалило за десяток, и в Международной федерации по обработке информации задумались об организации соревнования между машинами. В итоге на 1974 год в Стокгольме запланировали проведение Чемпионата мира по шахматам среди компьютерных программ, где согласились поучаствовать 8 стран. Продемонстрировать навыки своего детища решили и авторы «Каиссы», которые к тому же успели её модернизировать.

Один из раундов первого чемпионата мира по компьютерным шахматам. /Фото: hsmedia.ru

 

Один из раундов первого чемпионата мира по компьютерным шахматам. /Фото: hsmedia.ru



Чемпионат начался 4 августа и длился пять дней, и играли программы в сопровождении людей - правда, они в сам ход игры не вмешивались. СССР вместе со своей машиной отправили Михаила Донского, успевшего во время долгих раздумий техники вдоволь пообщаться с иностранными коллегами и поделиться опытом в компьютерных шахматах. Однако чемпионат закончился победой «Каиссы», что называется, «в сухую»: она выиграла все четыре партии, что сделало её первой мировой чемпионкой.

Это интересно: помимо «Каиссы», фаворитом в чемпионате также была программа Chess 4.0, вот только они в рамках соревнования не встретились. В результате провели дополнительную игру между машинами, которая закончилась ничьей.

Михаил Донской и «Каисса» на чемпионате, 1974 год. /Фото: stimul.online

 

Михаил Донской и «Каисса» на чемпионате, 1974 год. /Фото: stimul.online



Однако, несмотря на большой успех советской программы по игре в шахматы, который прогремел на весь мир, это направление так и не получило должной поддержки от государства. «Каисса» должным образом не совершенствовалась, поэтому, приняв участие во следующих двух чемпионатах мира, первенство удержать не смогла. Даже авторы программы с начала восьмидесятых годов переключились на другие направления деятельности - компьютерные шахматы уже не считались актуальными для работы. В итоге «Каисса» постепенно оказалась в забытьи, отдав эстафету в развитии шахматных программ другим странам.

Источник: https://novate.ru/blogs/210824/70611/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

197
ГДЕ ТЫ, УДАЧА?.. ЦВЕТ ОСЕНИ. ПРИГЛАШАЮ.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Прочтите мою книгу "Мои потницы, откройтесь!"


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft