Зарегистрировано — 123 441Зрителей: 66 524
Авторов: 56 917
On-line — 22 106Зрителей: 4383
Авторов: 17723
Загружено работ — 2 123 448
«Неизвестный Гений»
Новости
Зачем создали Царь-пушку, которую реальным орудием назвать сложно
Царь-пушка — одно из самых известных орудий в мире не только из-за своих впечатляющих размеров, но и благодаря увлекательной истории. Созданная в 1586 году выдающимся мастером Андреем Чоховым, с момента своего появления она стала символом военной мощи России, а вот на практике использовалась крайне редко.
Одним из наиболее значимых символов столицы является Царь-пушка, которая была отлита еще в 1586 году. Хотя многие военные специалисты утверждают, что на самом деле Царь-пушка не является пушкой. Изготовленная из бронзы, она имеет вес более 40 тонн, что сделало её одним из самых крупных орудий того времени. Длина Царь-пушки составляла 5,34 метра, внешний диаметр ствола – 1200 мм, калибр – 890 мм, что позволяло использовать снаряды весом до 800 кг. Диаметр узорного пояса около дула составлял 1340 мм.
Несмотря на внушительные параметры, Царь-пушка в реальном бою не использовалась, и она стала скорее символом, нежели активным орудием. Отлитая с целью защиты Московского Кремля от нашествий крымского хана в шестнадцатом веке, Царь-пушка по праву считается одним из величайших творений мастера Андрея Чохова, который выполнил заказ царя Федора Иоанновича.
Интересно, что самой знаменитой стрельбы Царь-пушки не было. Первые упоминания о её использовании относятся к 1612 году, во время обороны Москвы от поляков. Однако, несмотря на её мощь, орудие не применялось в боевых действиях, и только в 1620-х годах, согласно некоторым источникам, она произвела несколько пробных выстрелов, чтобы продемонстрировать свою силу.
До 1944 года Царь-пушка оставалась крупнейшим артиллерийским орудием в мире. Несмотря на свои внушительные размеры, она была приведена в боевую готовность лишь однажды — в 1591 году, когда к Москве подступили войска крымского хана Казы Гирея, известного под прозвищем Буря. В течение ночи русский гарнизон обрушил на лагерь хана интенсивный артиллерийский огонь, вынудив Казы Гирея отступить. Однако точных свидетельств того, что в этом сражении была задействована Царь-пушка, не сохранилось. Большинство историков склоняются к мнению, что это грозное орудие никогда не стреляло боевыми снарядами по противнику. Возможно, это связано с событиями начала семнадцатого века, когда бояре разоблачили самозванца Лжедмитрия I, выдававшего себя за младшего сына Ивана Грозного.
По легенде, тело Лжедмитрия неоднократно пытались погрести, но земля земля отказывалась принять его, возвращая обратно на поверхность. После множества безуспешных попыток захоронения самозванца, духовенство решило предать его останки огню и смешать пепел с порохом, чтобы выстрелить им в сторону Польши.
Подлинная суть и предназначение Царь-пушки долгое время оставались тайной. Лишь в 1980 году, когда ее отправили на реставрацию на военный завод в Серпухове, специалисты установили, что это не пушка в привычном смысле, а скорее бомбарда с коротким стволом и каморой - узким проходом, в который заряжается порох.
Бомбарды считаются предшественницами артиллерии и представляют начало истории европейских орудий. В период с четырнадцатого по шестнадцатый век они были широко используемыми мощными орудиями, каждая из которых была уникальной из-за отсутствия единого стандарта для оружия. Одна из самых крупных бомбар была создана в Генте, на территории современной Бельгии, и получила название «Бешеная Маргарита» в честь безжалостной графини Фландрии. Это орудие имело возможность стрельбы каменными снарядами, вес которых превышал три сотни килограммов.
Во время осады Константинополя турецкие войска тоже применяли мощные артиллерийские орудия — бомбарды. Эти внушительные пушки обладали впечатляющей разрушительной силой, но имели существенные ограничения. Они могли производить не более шести выстрелов в день, что было связано с длительной процедурой перезарядки и охлаждения ствола.
Перемещение таких массивных орудий на поле боя было сложной и трудоемкой задачей. Для этого требовалось задействовать десятки человек, которые с огромными усилиями устанавливали бомбарды на специальные телеги, сделанные из прочных деревянных брусьев. Эти тяжелые повозки, в свою очередь, тянули несколько быков.
Скорость передвижения этой громоздкой артиллерийской системы была крайне низкой, составляя менее одного километра в час. Даже успешным результатом считалось перемещение на расстояние всего шести километров за сутки. Несмотря на свою устрашающую мощь, бомбарды были ограничены в своей мобильности, что существенно снижало их эффективность в быстро меняющихся условиях боя.
Со временем Царь-пушка превратилась в национальный символ и объект туристического интереса, олицетворяя военную мощь России. Сегодня она установлена рядом с Кремлем, где по прежнему привлекает внимание как местных жителей, так и туристов.
Специалисты считают, что пушка такого калибра, если бы она выстрелила с лафета, могла бы разнести на куски, а ствол оказался бы разрушен гигантским ядром. Существует мнение, что Царь-пушка была создана по приказу Федора Иоанновича не для ведения войны, а скорее как средство устрашения посланников из других стран. Для этого её и установили в сердце Москвы.
Однако есть и другая точка зрения, согласно которой царь не стал бы расходовать столь значительное количество меди на создание просто декоративного орудия. Приверженцы этой теории утверждают, что Царь-пушка все же была предназначена для стрельбы, но вместо тяжелых ядер она бы использовала дробь. В то время дробь представляла собой обычные камешки определённого размера, а порой даже и просто щебень.
Царь-пушка часто называлась дробовиком в официальных документах восемнадцатых и девятнадцатых веков. Эта терминология может вызывать недоумение, поскольку по своим размерам и конструкции Царь-пушка явно не подходит под определение дробовика. На самом деле, её параметры делают это орудие излишне массивным для использования в качестве дробовика.
Заполнение Царь-пушки дробью было бы крайне трудоемким процессом, занимавшим до шести часов или целый световой день. Такой долгий процесс зарядки также делает её неэффективной в бою.
Вместо использования одной Царь-пушки, из тех же ресурсов можно было бы изготовить около двухсот настоящих дробовиков. Эти легкие и более мобильные орудия имели бы значительно более высокую скорострельность, позволяя быстро загружать патроны всего за три минуты.
В настоящее время артиллерийское орудие Чохова находится на Ивановской площади в городе Москве. У подножия пушки размещены декоративные чугунные ядра, отлитые в 1834 году в Санкт-Петербурге. Копии этого памятника русской артиллерии можно увидеть в Ижевске и Йошкар-Оле.
Царь-пушка является не только величественным произведением искусства, но и частью истории, которая показывает, как технологии и военное дело эволюционировали с течением времени. Несмотря на свою грандиозность, Царь-пушка остается скорей атрибутом, чем действующим орудием, что делает её еще более уникальной в современном мире.
Культурно значимые объекты как этот, играют ключевую роль в формировании и поддержании культурной идентичности. Они помогают оставаться связанными с прошлым, осмысляя исторические события и традиции, которые формировали культуру.
Царь-пушка не только демонстрирует искусство своего времени, но и служит примером того, как символы мощи и силы могут существовать в форме произведений искусства, сохраняя ту часть истории, к которой мы все можем прикасаться.
Источник: https://novate.ru/blogs/150824/70526/