Парные портреты не следует путать с двойными: речь идет не об изображении на холсте двоих человек, а о двух отдельных произведениях, которые дополняют друг друга, объединенные общим замыслом, композицией, имеют ряд сходств, которые делают каждое как бы продолжением другого. Собственно говоря, речь может идти не только о картинах: пандан подразумевает и любые другие два парных предмета искусства, например, вазы, статуи, подсвечники и прочее.
Главное – чтобы одно соответствовало другому, чтобы были связаны единой темой, были одинаковыми по размеру и схожими по форме. Часто парные произведения украшают собой вход в жилое или общественное здание, в храм. Картины дополняют одинаковыми рамами, размещают по две стороны от двери или камина. При взгляде на произведения сразу можно заметить их «родство», они не диссонируют по цвету, размерам фигур, фону и вообще могут быть без вреда для общего впечатления объединены в один двойной портрет.
Когда и кто первым догадался делать симметричные произведения для украшения зданий и интерьеров, точно сказать нельзя, вероятно, истоки следует искать в архитектуре и скульптуре Древнего Египта. В Европе первые парные портреты появились в XV веке, они изображали, как правило, супружеские пары – молодоженов или людей среднего возраста, уже неоднократно отметивших годовщину семейной жизни.
«Портрет четы Арнольфини» Ван Эйка не считается парным, это двойной портрет. Но среди земляков и последователей нидерландского художника было немало мастеров, которые брались за заказы на парные портреты. Одним из самых ранних вариантов картин, написанных в пандан, можно считать холсты, изображающие Томмазо ди Фолко Портинари и Марию Портинари. Вероятно, подобной же является и работа Доменико Гирландайо 1490 года, изображения молодого мужчины и молодой женщины. Великий Рафаэль Санти написал парный портрет супругов Дони.
До нашего времени дошло огромное количество портретов неизвестных моделей, тех людей, чьи имена затерялись в веках. Можно предположить, что некоторые из таких картин были частью пандана, и подразумевалось, что замысел художника будет понятен лишь при одновременном взгляде на обе части. Да и среди произведений «столпов» мировой живописи исследователи порой пытаются отыскать картины с таким вот специфическим назначением. Всерьез обсуждаются идеи о том, какие из творений Вермеера можно считать написанными в пандан друг к другу.
«Географ» и «Астроном» кисти нидерландского мастера, вероятно, были задуманы и созданы как парные произведения. Об этом говорит не только изучение самих изображений, но и исследования холста – плетения нитей, их плотности и т.д. Возможно, на портретах был запечатлен один и тот же человек, в качестве кандидата на роль героя сразу двух картин Вермеера выступает ученый-натуралист XVII века Антони ван Левенгук. В данном случае пандан не совсем типичен в том смысле, что художник изобразил не супружескую пару, а вложил другой сюжет в свои картины, показав работу своего персонажа под несколько разными углами.
Парные семейные портреты – явление в живописи довольно распространенное, оно и понятно: раз уж человек оказывался в состоянии заплатить немалые деньги за то, чтобы увековечить свой образ на холсте, было вполне логично дополнить интерьер и портретом супруги: это было достойно, почти по-королевски величественно и производило впечатление на посетителей дома. Кто знает, сколько таких «пар» оказались когда-то разделены и продолжили существование в качестве отдельного произведения искусства (с печальным названием «портрет неизвестного» или «портрет неизвестной»)?
Обычно автором пандана становился один художник, но бывали случаи, когда вторая картина дописывалась новым мастером как пара к уже существующей. Не всегда пандан составляли одни лишь портреты – существуют примеры пейзажных пар, в которых художник объединял две картины каким-то общим сюжетом – например, как в случае с произведениями «Пушечный выстрел» и «Порыв ветра» Виллема ван де Вельде.
Заказ на пандан – портреты к свадьбе – получил в свое время и Рембрандт. Художник изобразил на двух холстах Мартина Солманса, жениха 21 года от роду, и Опьен Коппит, 23-летнюю невесту.