Зарегистрировано — 123 441Зрителей: 66 524
Авторов: 56 917
On-line — 22 286Зрителей: 4393
Авторов: 17893
Загружено работ — 2 123 433
«Неизвестный Гений»
Новости
Утерянные киношедевры отечественного кино : Что случилось с этими фильмами и получиться ли их когда-нибудь увидеть
В мире существует множество кинофильмов, которые были утеряны при разных обстоятельствах. Некоторые из них сгорели в войнах или пожарах, какие-то не подлежат восстановлению на пришедших в негодность старых кинопленках, есть и такие, которые были умышленно уничтожены или исчезли из архивов. Некоторые пропавшие фильмы со временем были найдены, от иных остались только отдельные кадры, а какие-то живут только в воспоминаниях очевидцев. Несколько российских и советских киношедевров также имеются в списке навсегда утраченных фильмов.
Портрет Дориана Грея
Фильм «Портрет Дориана Грея» по роману ирландского писателя Уиллса Уайльда был снят в 1915 году. Это был немой, черно-белый фильм, и первый фильм, снятый русским театральным режиссером Всеволодом Мейерхольдом.
Интересной особенностью этой картины стало то, что в главной мужской роли Дориана Грея снялась женщина - молодая актриса Варвара Янова, а сам режиссер сыграл роль лорда Генри.
Спустя год после показа фильма, киноведы и критики уже наперебой писали о нем восторженные отзывы, назвав фильм «эпохальным».
После просмотра чернового варианта фильма, Мейерхольд остался недоволен своей работой, поняв, что снимал фильм, как спектакль, но впоследствии исправил свою ошибку с помощью кинооператора Александра Левицкого, которого попросил помочь в работе над фильмом.
Левицкий стал полноправным «соавтором» режиссера в работе над картиной. Благодаря его воспоминаниям, позднее удалось восстановить информацию о фильме. Хотя сам фильм полностью не сохранился, от него осталось чуть больше десятка кадров. «Портрет Дориана Грея» включен в список навсегда утраченных фильмов.
Вася-реформатор
Этот фильм, ставший дебютом советского и украинского режиссера Александра Довженко, не видел никто из наших современников.
Он был снят в 1926 году и исчез из фонда Одесской киностудии во время Великой Отечественной войны. Эвакуация фонда осуществлялась морским транспортом, который был подбит и затонул. Копий ленты не сохранилось.
Среди других фильмов оказалась и кинокомедия «Вася-реформатор», повествующая о приключениях сына фабричной работницы. В главной роли фильма снимался Василий Людвинский. Также в фильме были задействована актеры Михаил Смоленский, Юрий Шумский, Дмитрий Капка.
Копии этого фильма не сохранилось.
Ливень
Такая же участь постигла картину «Ливень», которая была снята режиссером Иваном Кавалеридзе в 1929 году, по мотивам повести Тараса Шевченко «Гайдамаки».
Это немой исторический фильм, повествующий о событиях крестьянского восстания 1768 года под руководством Максима Железняка и Ивана Гонты.
После создания фильма он был показан в Москве и Киеве, а во время Великой Отечественной войны хранился в фонде Одесской киностудии. Был утерян при эвакуации морским транспортом, сохранились только отдельные кадры фильма.
Девушка с далекой реки
Немой черно-белый фильм выдающегося режиссера Евгения Червякова «Девушка с далекой реки», снятый в 1927 году, считается одной из самых значимых потерь советского кинематографа.
Это история провинциальной телеграфистки из тайги, которая мечтала поехать в Москву и увидеть Ленина. Полученное известие о его кончине потрясает девушку. Но вскоре она осуществляет свою мечту, отправляется в столицу и во время праздничной демонстрации выступает с трибуны Кремля. Возвращаясь домой, она осознает, как меняется жизнь в стране и понимает, что ее скромный труд является частью общего дела, меняющего жизнь в стране.
Фильм имеет и другое название - «Бумажная лента». В роли телеграфистки Чижок снималась актриса Розалия Свердлова, в фильме также были задействованы известные актеры 20-х годов Владимир Ромашков, Борис Шлихтинг.
Благодаря этому фильму режиссер Евгений Червяков получил мировую известность, как основатель новых жанров в кино, но к сожалению фильм не сохранился. Он был утерян в годы Великой Отечественной войны.
Бежин луг
Фильм «Бежин луг», рассказывающий о периоде коллективизации и истории пионера Павлика Морозова, убитого за донос на своего отца и деда, был снят в период 1935-1937 годов выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном.
Сценарий к фильму был написан драматургом Александром Ржешевским, у которого с режиссером возникли разногласия еще в процессе съемок. Они не могли прийти к решению, где снимать фильм.
Ржешевский настаивал на съемках в знаменитых тургеневских местах, которые были описаны им в сценарии. Однако Эйзенштейну эта идея не понравилась, поскольку реальные события происходили далеко от этих мест.
Тогда Ржешевский отказался ехать на съемки, а при просмотре чернового варианта фильма, сказал, что картину ждет провал - помимо неудачного, по его мнению, выбора места съемок, период коллективизации в фильме был показан в слишком мрачных тонах. Кроме того, в фильме были затронуты темы церкви, религии, классовой борьбы, которые могли быть расценены неоднозначно.
После просмотра в Главном управлении кинематографии, фильм вызвал резкое осуждение, его признали «политически несостоятельным». Комиссией было принято решение уничтожить фильм, а режиссера заставили написать статью с извинениями в журнал «Советское искусство».
Но сохранилась нарезка отдельных кадров, из которой впоследствии режиссером Сергеем Юткевичем и киноведом Наумом Клейманом был смонтирован фотофильм с одноименным названием.