Зарегистрировано — 123 850Зрителей: 66 908
Авторов: 56 942
On-line — 6 860Зрителей: 1339
Авторов: 5521
Загружено работ — 2 131 415
«Неизвестный Гений»
Новости
Зачем европейцы раньше повсеместно замуровывали окна в своих домах
В разных странах по всему миру можно увидеть множество домов, в которых окна замурованы. На первый взгляд может показаться странным, что вместо света и свежего воздуха жильцам предпочитают ограничить доступ к окнам. Однако, причина этому кроется в давнем прошлом, когда в некоторых странах существовал некий странный закон, связанный непосредственно с ними.
В разные исторические периоды в разных странах введение некого «налога на окна», в каждой стране он назывался по-разному, имело различные причины. Страны вводили налоги на окна в результате исторических обстоятельств и экономических потребностей.
Например, в 18-19 веках во Франции такой налог назывался «налогом на стеклянные окна» (la taxe sur les fenêtres) и взимался с собственников домов в зависимости от количества окон, которые были обращены на улицу c с проезжей частью. Чем больше окон в здании смотрело на улицу и, плюс его размеры, тем выше был налог, что мотивировал владельцев домов замуровывать лишние окна. Однако, это всё равно способствовало увеличению налоговых поступлений в казну государства. Такой налог также использовался как способ контроля за богатыми слоями населения, обладающими большими поместьями и многоэтажными домами.
В других странах налог на окна также вводился с целью регулирования застройки городов и домостроения, а также для финансирования различных инфраструктурных проектов. Налог на окна можно рассматривать как один из способов определения социального статуса населения, поскольку более крупные и элитные дома платили больше налогов за светопроницаемые поверхности. Во многих уголках старинной Европы можно встретить здания с закрытыми камнем окнами, причем такая особенность характерна для таких стран, как Великобритания, Германия, Франция и Италия.
В Италии платили много налогов в древности, на землю, рабов и скот. С развитием цивилизации, налоговая система порой приносила весьма неожиданные сюрпризы. В эпоху Древнего Рима, император Тит Флавий Веспасиан, правивший в 69—79 годах нашей эры, ввёл обязательный сбор средств за использование городских латрин. Именно в те времена зародилась всем известная поговорка - Деньги не пахнут, которая актуальна и по сей день.
И по сей день в Риме тоже очень много замурованных окон, но, поверх них есть нарисованные. В папское время (756-1870 год) в Италии также был так называемый «налог на свет». Это был скорее налог на имущество, который рассчитывался тоже из количества окон. Поэтому хитрые итальянцы замуровывали некоторые свои окна, чтобы платить меньше налог и после рисовали окна, чтобы не портить фасад зданий. Если не знать, некоторые можно и не отличить от настоящих, очень хорошо сделаны.
Город Генуя, знаменитый своими внушительными фасадами, тоже поражает воображение туристов уникальным украшением — мастерски нарисованными окнами, которые сбивают с толку своей реалистичностью.
Истоки этой необычной практики восходят к восемнадцатому веку, когда власти Генуэзской Республики ввели свой налог на окна, который стал частью системы налогообложения собственности.
В давние времена, когда в Генуе был введен налог на окна, местные жители проявили изобретательность, превратив необходимость в искусство. Талантливые художники воплощали на стенах иллюзии окон, оживляя их картины кошками, занавесками, цветами и даже изображениями людей. С течением времени налог на окна в Италии был отменен, но эти виртуозные росписи стали неотъемлемой частью культурного облика Генуи. Они продолжают восхищать и напоминать о креативности и изобретательности генуэзцев, которые сумели превратить обременительный налог в возможность для творчества.
Конец семнадцатого века ознаменовался для Англии необычным явлением, где началась практика замуровывания оконных проемов в старинных зданиях и строительства новых домов с наименьшим количеством окон. Это приводило к тому, что обитатели домов лишались естественного освещения и вентиляции, что негативно сказывалось на их здоровье.
Многие могут подумать, что налоги на воздух и свет — это выдумки, но на самом деле история знает множество примеров абсурдных сборов. Так, английский монарх Вильгельм III следом за остальными, в 1696 году, ввел налог на окна, который, по замыслу, должен был коснуться только состоятельных слоев населения. В то время стекло было дорогим удовольствием, и предполагалось, что только богатые могут позволить себе дома с большим количеством окон. Под налогообложение попадали владельцы домов с более чем десятью окнами.
Но, обыкновенные жители, чьи доходы были скромными, оказались в числе тех, кто пострадал от нововведений, арендуя комнаты в домах, где окна были замурованы. В то же время, среди элиты возникла мода на строительство великолепных особняков с обилием окон, даже если для этого требовалось добавление дополнительных этажей. Это стало своего рода соревнованием в расточительстве, где богатые англичане соревновались в показной роскоши. Элита строила здания с ограниченным числом оконных проемов, тогда как менее обеспеченные слои населения закрывали существующие окна, превращая свои скромные жилища в еще более угнетающие и мрачные помещения.
Концепция налога на окна распространилась и в Нидерландах, например, налоговая ставка за три окна была весьма умеренной, но при наличии большего числа окон она возрастала в разы. Эта система налогообложения также была принята в Шотландии и Германии, что неизбежно отразилось на архитектурном облике городов, увеличив число зданий с закрытыми окнами.
Налоговые реформы оказали неожиданное воздействие на европейскую стекольную промышленность, заморозив её прогресс на столетие. В Великобритании и Нидерландах отмена этого налога произошла только спустя два века с момента его введения. Тем временем, Франция продолжает взимать этот архаичный сбор, который ежегодно приносит в казну страны около шестидесяти миллионов евро, что, по всей видимости, является достаточной причиной для его сохранения.
Другой хитростью, к которой прибегали состоятельные граждане, было строительство домов с предусмотренными местами для будущих окон, закрытыми одним слоем кирпича. Это позволяло легко пробить стену и установить окно, если налог был бы отменен или уменьшен.
В тусклых интерьерах городских жилищ, застекленные проемы получили насмешливое название «Портреты Питта», что было скрытым уколом в адрес Уильяма Питта Младшего, премьер-министра от консерваторов, который не только поддержал, но и неоднократно повышал налог на окна.
Между прочим, с середины восемнадцатого и по начало девятнадцатого века налог на окна испытал шесть повышений. Особенностью его взимания было то, что сумма налога определялась не количеством отдельных окон, а диапазонами: владельцы домов с 10 до 14 окон платили одну ставку, с 15 до 19 — другую, и так далее.
Прекращение взимания налога на окна началось, когда активисты начали называть его «налогом на здоровье» и «налогом на светлое будущее». Врачи особенно настаивали на том, что отсутствие достаточного количества окон приводит к появлению мрачных и сырых помещений, становящихся рассадниками заболеваний и недугов. Налог существовал в течение столетия, пока новая волна протестов, возглавляемая медицинским сообществом, не привела к его отмене. Это оказалось одним из самых бесчеловечных обложений, когда-либо наложенных правительством на своих граждан.
С течением времени такие налоги были отменены, однако следы прошлого до сих пор можно увидеть на фасадах домов, где окна замурованы. Это стало частью архитектурного наследия и истории строительства, оставив нам интересные артефакты из прошлого.
Источник: https://novate.ru/blogs/240624/70033/