История возвышения Коммода начинается в конце лета 161 года нашей эры. Будущий император родился не в Риме, а в Ланувии. Он был сыном Аврелия и Фаустины Младшей, которая была не только женой Марка, но и его двоюродной сестрой, а также младшей дочерью Антонина. Таким образом, Коммод и его старший брат-близнец родился в самом эпицентре императорской власти во втором веке. К сожалению, трагедия постигла императорский дом в 165 году, когда умер Тит, его старший брат, оставив Коммода единственным сыном Марка и его наследником. С раннего возраста будущий император отличался особой раздражительностью и жестокостью. Будучи двенадцатилетним мальчиком, Коммод был настолько взбешён тёплой ванной, что приказал бросить в топку банщика, который её готовил. Жизнь бедной домашней прислуги была спасена только благодаря сообразительности товарища-раба, который вместо этого бросил в печь овчину. Зловоние дыма убедило мальчишку в том, что преступление, связанное с недостаточно горячей ванной, было должным образом отомщено.
Известно, что уже в 172 году нашей эры, когда Коммоду было всего одиннадцать лет, он присоединился к своему отцу в кампании при Карнунте (на востоке современной Австрии). Это место служило штаб-квартирой императора во время Маркоманской войны, когда Марк сражался против вторжений ряда германских племён. В октябре того же года Коммоду был присвоен титул Германика вместе с его отцом. Весной 175 года один из самых доверенных генералов императора, Авидий Кассий, поднял мятеж. Из провинции Сирия, где он исполнял обязанности губернатора, Кассий провозгласил себя императором, а провинции Иудея и Египет заявили о своей верности. Прежде чем Марк смог начать кампанию по подавлению восстания, Кассий был убит своим соратником.
Дабы подавить любые остаточные волнения, Аврелий позаботился о том, чтобы на вопрос о престолонаследии был дан окончательный ответ. Общественная роль Коммода в управлении империей рука об руку с Марком становилась всё более заметной, в том числе при чеканке монет и к 176 году Коммод был признан императором, а к 177 году - Августом, подтвердив, что правление империей не было разделено между отцом и сыном.
Поле смерти своего отца, Коммод стал единоличным правителем в 180 году, заручившись поддержкой солдат на границе. Он хорошо осознавал значение своего возвышения. Это был первый случай со времён правления Тита, сына Веспасиана, когда империя перешла к биологическому сыну, и первый раз в истории, когда она перешла к ребёнку, воспитанному специально для того, чтобы стать императором. В речи, записанной (и, вероятно, придуманной) историком Геродианом, Коммод разъясняет свою уникальность солдатам и придворным, собравшимся на границе: «Я один был рожден для вас в императорском дворце… Пурпур принял меня, когда я появился на свет, и солнце осветило меня, человека и императора, в одно и то же мгновение».
Поскольку его отец прославляется как образец имперского правления, нельзя отрицать, что он руководил царствованием, опустошённым войной. Его сын, несмотря на все остальные свои недостатки, не стремился к конфликтам. Однако причины, по которым он стремился к миру, по-видимому, были менее чем благородными. Историки единодушны в том, что император быстро потерял интерес к продолжению кампании своего отца, поощряемый группой фаворитов и подхалимов, которые собрались вокруг нового правителя и поощряли его вернуться к комфорту Рима. Тем не менее вокруг империи действительно возникли проблемы, потребовавшие вмешательства, сначала в Дакии (современная Румыния, провинция, захваченная Траяном), а затем и в Британии. Эти кампании в Дакии в 183 году н.э. позволили отличиться двум будущим претендентам на императорский трон, Клодию Альбину и Песценнию Нигеру (однако ни один из них не смог победить Септимия Севера, когда пришло время).
Уменьшение числа конфликтов на границах империи не сопровождалось установлением мира внутри. Политическая борьба сопровождала правление Коммода с самых первых дней, и император был вынужден противостоять нескольким попыткам заговора. Ещё в 182 году его старшая сестра Луцилла (носившая титул Августы как вдова Луция Вера) попыталась организовать восстание против императора, в котором участвовали некоторые ведущие сенаторы, планирующие убить императора, пока он посещал театр. Против него было организовано несколько неудачных заговоров, в том числе один, в котором главный заговорщик — Клавдий Помпеянус пытался свергнуть Коммода. Размахивая мечом, он крикнул императору: «Смотри! Это то, что посылает тебе Сенат!».
Телохранители Коммода схватили глупого убийцу, и заговор был сорван. Неудивительно, что подобного рода выходки ещё больше отдалили Коммода от нормальных отношений с Сенатом. На ведущих людей Империи смотрели с подозрением и часто убирали со сцены, независимо от того, были они лояльны или нет. Это случилось с братьями Квинтилиями, чья роскошная вилла на Аппиевой дороге к юго-востоку от Рима была захвачена императором. Ответные чистки в Риме позволили новым людям занять влиятельные посты, наиболее близкие к Коммоду. Самым печально известным среди них был вольноотпущенник Клеандр, который дослужился до командования преторианцами, императорской охраной. Он предпринял согласованные усилия, чтобы сосредоточить власть в своих руках, наблюдая за продажей государственных должностей и военного командования тому, кто больше заплатит. Однако в конечном счёте он столкнулся с народным недовольством. Нехватка продовольствия опустошила Рим в 190 году, и префект Анноны, или отдела снабжения зерном (praefectus annonae), возложил вину на Клеандра. Гражданские беспорядки переросли в насилие во время гонок на колесницах в Большом цирке, и Клеандр был вынужден бежать к Коммоду, который остановился в Ланувии. Непостоянство императора погубило Клеандра. По совету своей любовницы Марсии Коммод приказал обезглавить Клеандра (и его сына).
Вдали от Рима начались волнения в северных провинциях Британии и Галлии, спровоцировавшие дезертирство военных. Это достигло апогея, когда группа недовольных солдат собралась вокруг харизматичного негодяя Матернуса, который возглавил заговор с целью убийства Коммода. Хотя в конечном счете это не увенчалось успехом, эта история о дерзком противостоянии злодеянию развратного императора представляет собой один из наиболее занимательных отрывков древней истории.
Череда заговоров и интриг против него, а также влияние сомнительных придворных приводили ко всё более странному поведению Коммода, по мере того как он всё больше и больше впадал в манию величия. Император сильно не соответствовал стандартам поведения, установленным его отцом. Самой печально известной была склонность Коммода к гладиаторской арене. Источники ясно дают понять, что как мужчина Коммод был в прекрасной физической форме. Он получал удовольствие от физических занятий, включая скачки на лошадях и колесницах, а также спарринги.
Казалось бы, в этом нет ничего такого, над чем бы стоило насмехаться или критиковать. Но печально известный Коммод любил играть на публику. Он был императором-гладиатором (прославленным Хоакином Фениксом в фильме 2000 года «Гладиатор»), часто сражавшимся на арене, к большому стыду собравшихся зрителей-сенаторов. Ко всему прочему он прославился своей охотой на зверей, в том числе спасением осужденного преступника из пасти леопарда в одной схватке.
Наряду со своими подвигами на арене Коммод поддерживал тесную связь с культом Геракла. Гладиаторские бои были не единственной новой парадигмой представления имперской власти, принятой Коммодом. Вдохновлённый подвигами Геракла, император связал себя с римским пантеоном, поскольку Геркулес был сыном Юпитера, главного римского бога. Важно признать, что некоторые историки и философы того времени крайне критически относились к открытому и недвусмысленному изображению Коммода в роли Геракла, т.к. оно основывалось на имперском прецеденте. Основная проблема заключалась в том, что Коммод утверждал свою связь с полубогом и героем мифа. Согласно Диону, император включил титул «римский Геркулес» в свою номенклатуру, в то время как полубог также был включен в переименованные месяцы римского календаря (вместе с именем Коммода). Его мания величия распространялась по всей империи и не ограничилась Римом. Алтарь, найденный в Дура-Европосе, на юго-западном берегу Евфрата, свидетельствует о распространении представления о Коммоде как о Геракле даже до самых отдаленных пределов империи. Изображения императора в обличье Геракла циркулировали по империи, начиная от монет и заканчивая произведениями искусства, включая, пожалуй, одну из самых известных статуй, сохранившихся со времён античности.
Связь Коммода с Гераклом также шла рука об руку с гладиаторскими боями. Дион писал, что императорскую дубинку и львиную шкуру (сразу узнаваемые символы личности Геракла) несли перед императором в процессиях, и они также были помещены на позолоченное сиденье Коммода в амфитеатре. Император появлялся на арене и подражал подвигам греческого героя. Демонстрация его мастерства в обращении с луком должна была послужить имитацией шестого подвига Геракла.
Одержимый полубогом римский император был убит в канун 192-го Нового года. Его память была предана забвению, а его смерть была отпразднована в Риме, не в последнюю очередь сенаторской элитой, которая вступила в заговор против него. По сути, выходки Коммода, примерявшего на себя роль как гладиатора, так и Геракла можно понимать как аспекты одной и той же цели. Эти новые парадигмы императорской власти позволили самому благороднорождённому из всех римских императоров сформулировать новую версию статуса.