Башня «Бурдж-Халифа», расположенная в Дубае, считается самым высоким зданием в мире. Её высота – 828 метров, что составляет 163 этажей (и это не считая 46-х технических уровней в шпиле и двух – в фундаменте). А между тем супервысотка построена в регионе, где есть опасность землетрясений. Именно поэтому проектировался небоскреб с учетом гипотетически возможной подземных толчков.
Над проектом «Бурдж-Халифы» работал знаменитый архитектор Эдриан Смит, на счету которого немало известных мировых небоскребов. Специально для этого здания разработали марку бетона, выдерживающую температуру до +50 °C. При изготовлении фундамента использовали две сотни 45-метровых висячих свай. Чтобы избежать раскачивания высокого и узкого здания, архитектор придал небоскрёбу ассиметричную форму.
Хотя в ОАЭ обычно не случается мегаземлетрясений, территория эта все-таки входит в число сейсмически неспокойных. Причём башня построена с возможностью выдержать землетрясение до 7 магнитуд – с запасом. Кстати, когда в 2008 году произошло сильное землетрясение в Иране и его отголосок дошел до Дубая, «Бурдж-Халифа» не пострадала.
Тайваньский небоскреб Тайбэй, занимающий вторую строчку в списке самых высоких зданий на планете (его высота – более 500 м), интересен не только своими размерами, необычным видом и самыми быстрыми лифтами в мире, но и инженерным решением, позволяющим выдержать сильное землетрясение.
Внутри здания между 87 и 91 этажами разместили стальной шар весом около 700 тонн, который, выполняя роль маятника, не дает высотке раскачиваться. В качестве материалов при строительстве выбраны стекло, сталь и алюминий, что не позволит зданию обрушиться так, как рушатся при землетрясении дома из камня. Кроме того, небоскреб дополнительно укреплен 380 бетонными опорами, которые уходят в землю на 80 м. Считается, что Тайбэй 101 устоит даже при сверхмощном землетрясении, которое случается на Тайване примерно раз в 2,5 тыс. лет.
Yokohama Landmark Tower – самое высокое здание в японском мегаполисе Йокогаме и третье в списке самых высоких небоскрёбов страны. Несмотря на то, что Япония – одна из самых сейсмически неспокойных стран в мире, застройщики не побоялись возвести в портовом городе здание высотой около 300 метров. В Yokohama Landmark Tower работает самая высокая смотровая площадка страны, большую же часть небоскреба занимает отель.
Здание построено на так называемых роликовых конструкциях, которые позволяют ему не зависеть от подземных толчков. Кроме того, в районе 71-го этажа встроены два специальных устройства, которые снижают амплитуду механических колебаний высотки. Более того, небоскреб возведен из легких материалов, которые при глобальном механическом воздействии будут гнуться, но не рушиться.
Высота Bank Tower – 310 метров, и это самый высокий небоскреб в Калифорнии, а также 12-й в общеамериканском рейтинге. Вышеупомянутый американский штат находится в зоне сейсмической активности, но знаменитый Bank Tower, как уверяют его создатели, способен выдержать землетрясение мощностью не менее 8,3 магнитуд.
Автор проекта небоскреба – архитектор Генри Кобб, здание было возведено еще в конце 1980-х, но уже тогда были использованы все имеющиеся технологии для того, чтобы обезопасить высотку от последствий подземных толчков.
Этот один из самых высоких небоскребов калифорнийского города Сан-Франциско (260 м) сейсмически устойчив благодаря конусообразной форме, сочетанию стали и бетона, вертикальным арматурным стержням, соединяющим высотку в нескольких местах, а также другим интересным решениям. Проект разработал архитектор Уильям Перейра.
В 1989 году этот небоскреб уже показал свою устойчивость к мощным подземным толчкам, когда выдержал землетрясение магнитудой 7,1, эпицентр которого находился неподалёку в горах. Хотя во время подземных толчков верхняя часть здания раскачивалась, оно устояло, и никаких повреждений отмечено не было.
Многофункциональный стадион Philippine Arena считается одной из самых больших в мире купольных арен. Учитывая географическое расположение Филиппин, которые находятся в районе тектонических разломов и часто подвержены мощным землетрясениям, здание стадиона спроектировали сверхустойчивым к подземным толчкам. Основной модуль сооружения изолирован и от его основания, и от фундамента. Сейсмостойкость обеспечивают свинцово-резиновые подшипники, расположенные в зазорах между главной конструкцией и фундаментом и играющие роль амортизаторов.
При землетрясении фундамент будет двигаться, при этом само здание останется стоять на месте. Крыша Philippine Arena также возведена с учетом возможных механических колебаний.
Стамбульский международный аэропорт им. Сабихи Гекчен, который после появления IST также называют «старым» аэропортом, был открыт в 2009 году, и он построен уже с расчетом на возможное мощное землетрясение. Дело в том, что в Стамбуле они случаются примерно раз в 30 лет (более мелкие – чаще), и поскольку последняя разрушительная катастрофа в турецком мегаполисе произошла в 1999-м, перед реальным риском её повторения проектировщики решили принять все меры безопасности.
Считается, что стамбульский аэропорт может выдержать землетрясение до 8 магнитуд. Он стоит на амортизирующих подшипниках, выполненных из стали и резины, которые при подземных толчках позволят зданию двигаться «в унисон», без расшатывания отдельных его элементов. Перед постройкой аэропорта его модель много раз тестировали, проверяя не сейсмостойкость.
Новый аэропорт Стамбула тоже готов к возможному мощному землетрясению. Правда, в данном случае проектировщики укрепили не само здание, а землю, на которой оно стоит, то есть геологическую структуру. Впрочем, и само здание возведено с учетом требований по сейсмостойкости.
По словам представителей аэропорта, все его объекты, в том числе терминал, авиавышка и энергетический центр еще до строительства прошли моделирование землетрясения. Еще на стадии проектирования группа авторитетных турецких специалистов по усилению сейсмоустойчивости , а также международных экспертов признала будущий аэропорт безопасным. Утверждается, что IST может выдержать даже сверхмощное землетрясение, повторяющееся в этой части Турции примерно раз в 475 лет.
После печального опыта, когда землетрясение в Мехико в 1985 году убило тысячи человек, возведенный в городе небоскреб Башня Майор (Torre Mayor) был спроектирован и построен уже с учетом возможной сейсмической активности до 9 магнитуд.
У высотки 57-этажей, ее верхняя часть выполнена из бетона и стали и имеет стальные колонны и рамы. В стальное крепление встроены 98 гигантских амортизирующих устройств-демпферов. Такую технологию используют американские вооруженные силы для защиты от сверхмощных ударов, и этот опыт учли в начале нулевых годов при постройке гражданского объекта – небоскреба Torre Mayor.
Расположенный возле станции московского метро «Тульская» многоэтажный Дом-корабль (так его окрестили горожане из-за соответствующей формы) имеет еще одно народное название – Дом атомщиков.
Это здание способно выдержать бомбардировку и подземные толчки, хотя столица России и не расположена в зоне высокой сейсмической активности.
Текст: Анна Белова