До сих пор ни в одной точке планеты не было обнаружено более фантастических описаний видов оружия и захватывающих битв, во время которых в один миг с лица земли стирались целые города или от единственного удара раскалывалась земля, как это сделано в древнеиндийском эпосе. Поэмы «Махабхараты», «Рамаяны», «Бхагавата-пураны» или «Сканда-пураны» изобилуют впечатляющим описанием самых невероятных летательных аппаратов, мощных видов оружия, обладающего поистине грандиозной разрушительной силой, уничтожающего все живое на земле, а также рассказами о богах, полубогах, настоящих злодеях и чудовищах. Стоит отметить, что древние поэмы, написанные между III веком до нашей эры и X столетием нашей эпохи, загоняют в тупик даже современных исследователей.
Читая эпические произведения, с точки зрения современного мира, выработанных столетиями знаний и накопленного опыта, многие угадывают в мифических событиях и действиях вполне реальные последствия применения ядерного оружия, возможности лазера, описания летательных аппаратов и т. д. И сразу же возникает вопрос, а так ли просты были древние люди, пусть даже все эти события и возможности сохранились лишь в поэмах и нет никаких других документальных подтверждений описанных событий. Даже если предположить, что у авторов произведений было настолько развито воображение и все эти захватывающие приключения и кровожадные истории – чистой воды вымысел, но посетив некоторые архитектурные достопримечательности, датируемые концом I тысячелетия до нашей эры и началом новой эры (от рождества Христова), сразу становится понятно, что без «высших сил» и высоких технологий здесь точно не обошлось.
Одной из тех самых неразгаданных тайн является пещерный комплекс Кондана (The Kondana Caves), который на данный момент позиционируют как древнюю буддийскую скальную святыню. Расположенный в деревне Кондана, недалеко от горного курорта Лонавала (рядом с древним городищем Раджмачи, штат Махараштра) удивительный во всех отношениях памятник архитектуры лишний раз доказывает, что древние зодчие пользовались не примитивными орудиями труда и обладали практически сверхъестественными способностями проектировать и вырезать в горной породе фантастические объекты. Пещерный комплекс, ориентировочно появившийся во первом веке до нашей эры, до сих вызывает недоумение у современных специалистов, знающих толк в горном деле и работе с камнем, ведь вырезать настолько масштабные, при этом изящные и симметричные элементы в горной породе с помощью лишь зубила и молотка – просто невозможно.
Примечательно: Это утверждение, не просто догадки обывателей. При изучении величественных колонн, сложных барельефов на каменных стенах и сводчатых потолках пещер, специалисты не смогли обнаружить трещины, характерные для использования такого рода инструмента. Также непонятно каким образом удалось достичь идеальной симметрии при создании восьмигранных колонн и арочных граней, поддерживающих арочный потолок. При этом фасадный декор, настолько совершенен и абсолютно необычен для камня. Издалека создается впечатление, что это не резьба по камню, а витиеватые элементы декора, присущие деревянному зодчеству. Но и это еще не все. Исследования показали, что фасадная часть оплавлена высокотемпературным воздействием, природу которого объяснить до сих пор так и не удалось.
16 пещер (вихар), высеченных на склоне одной скалы, расположены на высоте свыше 600 метров. Они надежно спрятаны за роскошной зеленью лесного массива и каскадным водопадом, который не иссякает даже во время засухи. Если находиться у подножия горы или в долине, увидеть древний памятник архитектуры не представляется возможным. Считается, что в древности в этих местах от муссонных дождей спасались буддийские монахи, которые и создали удивительной красоты храмы, служившие местом медитации и религиозной практики в неблагоприятный период.
В пользу этой версии говорят элементы архитектуры и декора, присущие буддийскому и индуистскому стилей, которые демонстрируют великолепные скульптуры, замысловатые узоры, сцены из эпоса и повседневной жизни, искусно вырезанные из камня. А вот тот факт, что в самом большом зале не обнаружено типичной культовой атрибутики, которая бы принадлежала любой из религий, сводит на нет все утверждения, что это буддийская религиозная святыня. Видимо принадлежность определили по оформлению некоторых пещер, входящих в скальный комплекс. Так, например, в одной из самых масштабных и хорошо сохранившихся пещер под названием Чайтья, имеется большой молитвенный зал со ступой в центре, на которой изображены божества, сцены из жизни Будды, мифические существа и животные. В других пещерах обнаружены ниши, которые принято считать кельями монахов.
Авторы Novate.ru хотели бы обратить внимание на то, что по сей день доподлинно неизвестно кто вырезал гигантский комплекс в скале и зачем это сделал. Какие цели преследовали и, что в них происходило на протяжении веков? Также нет сведений о том, когда и по какой причине пещерный комплекс был заброшен, сколько он пребывал в забвении, пока в XIX веке его случайно не обнаружили британские исследователи. Считается, что первым человеком, ступившим в древние пещеры, стал Вишну Шастри, за которым последовали не исследовательские группы, а известный по тем временам коллекционер – мистер Ло из Тханы. К сожалению, неизвестно чем он мог разжиться в древних пещерах, спрятанных за плотной стеной джунглей и потоков водопада, но доподлинно известно, что значительный урон древнейшему археологическому памятнику нанесло мощное землетрясение, произошедшее в начале XX века. Да и неиссякаемые потоки воды – не лучшее соседство, которое могло бы поспособствовать сохранности скального объекта ведь, как известно, вода камень точит.
Несмотря на столетия забвения и масштабные разрушения во время последнего землетрясения, пещерный комплекс Кондана является признанным шедевром древней архитектуры, демонстрирующим слияние индуистского и буддийского стилей. Пещеры, высеченные внутри скалы, являются примером уникальнейших древних технологий, к сожалению, затерявшихся в веках, но все же сохранившие методы планировок и конструкций, а также прекраснейшие образцы замысловатой резьбы и скульптур, которые отражают культурное разнообразие региона. Непревзойденный дизайн пещерного ансамбля отражает эволюцию скальной архитектуры и декоративно-прикладного искусства Индии, сохранивший мастерство древних ремесленников, населявших этот регион, которые, по всем признакам, использовали особые инструменты для создания этих замечательных сооружений.
На данный момент пещеры Кондана признаны важным культурным и культовым объектом, имеющим огромную историческую ценность, являясь прекрасным примером религиозной гармонии и культурного разнообразия, которые сосуществовали в Древней Индии. Они давно превратились в популярную туристическую достопримечательность и не только из-за высоких эстетических и культурно-религиозных ценностей, живописные окрестности привлекают путешествующих не меньше, ведь с высоты храмового комплекса открывается потрясающие виды на живописную долину и холмы, а дорога к нему давно превратилась в захватывающий маршрут. Здесь нет экстремальных приключений, но прогулка по роскошным джунглям и возможность на себе почувствовать потоки каскадного водопада оставляют неизгладимые впечатления не только у детворы.
Источник: https://novate.ru/blogs/300124/68670/