Чудо-монастырь расположен возле китайской священной горы Хэншань, неподалеку от города Хуньюань. Он нависает над местным каньоном Цзиньлун.
Известно, что монастырь построили еще в 491 году, когда этими землями правила династия Северная Вэй. Правители этого государства первыми в истории Китая приняли буддизм и начали заселять безлюдную горную местность жителями. Здесь раньше, чем в других восточноазиатских городах, появились храмы и пагоды. Висячий храм стал главным из таких зданий. Аналогов этой постройке по сложности её создания и по великолепию просто нет.
Древняя обитель, которая носит название Сюанькун-сы, возведена в этом месте и на такой высоте неслучайно. Дело в том, что тут испокон веков проходил путь паломников из древней столицы династии Северная Вэй, расположенной у Великой Китайской стены гарнизонного города Пинчэна (современное название – Датун), к священной горе Хэншань. И здесь путешественники находили приют, позволяющий сделать передышку на этом долгом пути.
Судя по всему, построить монастырь на большой высоте монахи решили для собственного удобства и для удобства паломников, ведь местная река Хунь обычно сильно разливается.
Невероятную смелость должны были иметь люди, рискнувшие подняться в висячую обитель. Наверх вели практически вертикальные лестницы. Позже подъем сделали более пологим, но сами переходы захватывают дух.
Считается, что строительство архитектурного комплекса начал буддийский монах Ляо Ран, а затем его поддержали даосы (приверженцы даосизма), пришедшие в эти края, чтобы молиться и медитировать в уединении. Расположение монастыря на большой высоте, вдали от людского шума и от всего мирского, было идеальным вариантом для монахов, поэтому все старались построить обитель как можно быстрее, чтобы, наконец, умиротвориться в единстве со своими богами.
Шли века, монастырь совершенствовался и расширялся. Столетие за столетием он «висел» над пропастью незыблемо, как вера этих отрешенных от мира людей, что хранили традиции первых поколений восточных монахов. А в 1900 году, при династии Цин, обитель прошла масштабную реставрацию.
Это только издалека монастырь кажется совсем маленьким. Если войти внутрь, станет ясно, что на самом деле обитель огромная. Так, в ней расположились более 40 помешенный – комнат, залов, павильонов. Они, как и сама группа построек, соединены множеством коридоров и переходов. Три уровня-секции идут ступенчато. Самая низкая отметка этого архитектурного чуда – 26 м над землей, а самая высокая – 50 м.
Архитектурный шедевр возведен интересно: при строительстве были максимально использованы все углубления скалы, первый уровень стоит на фундаменте из кирпича (интересно, каким образом материал 1,5 тыс. лет назад доставляли наверх?), а остальные построены с использованием балок и опор, которые помогают зданию держаться. Кстати, есть версия, что изначально деревянных подпорок у уровней монастыря даже не было, и их добавили уже в более позднее время – для страховки.
Входные ворота обители имеют две традиционные барабанные/колокольные башни. Внутри можно полюбоваться великолепными фигурками Будд и других богов этой религии, причем храмовый комплекс включает не только буддистские, но и даосские, и конфуцианские алтари.
Секции висячего храма символизируют число три, которое согласно нумерологии очень важно для этих религий.
Первая секция – нижняя кирпичная – относится к философии даосизма и называется «Три повелителя». Они сопоставляются с главными стихиями – небом, водой и землёй. Вторая – буддистская, и называется она «Три времени» («трикала»), что подразумевает настоящее, прошлое и будущее и трёх соответствующих Будд. Третья, верхняя секция носит название «Три учения». Как несложно догадаться, это уже упомянутые выше даосизм, конфуцианство и буддизм. На этом уровне монастыря посетитель может увидеть скульптуры Лао Цзы, Конфуция и Будды Шакьямуни (основателей трёх этих религий). Всего же в Висячем монастыре можно увидеть примерно 80 статуй.
Увы, заглянуть в каждый уголок древней обители туристу или паломнику не удастся, потому некоторые его части еще не прошли реставрацию и ходить там просто опасно.
В наши дни Висячий монастырь все-таки считается не самым надежным местом. Он требует серьезного ремонта. Но, тем не менее, пока он «висит» на горе, его продолжают посещать толпы туристов и паломников. Уединиться и помолиться в тишине в таких условиях сейчас, конечно, не удастся, но испытать незабываемые эмоции здесь можно однозначно.
Текст: Анна Белова