Зарегистрировано — 123 440Зрителей: 66 523
Авторов: 56 917
On-line — 22 344Зрителей: 4401
Авторов: 17943
Загружено работ — 2 123 426
«Неизвестный Гений»
Новости
Как «Восточный экспресс» стал самым гламурным поездом в мире
О путешествии с комфортом на дальние расстояния заговорили еще 1860-х годах, когда концепция кругосветного туризма была еще совсем не развита. А в 1883 году, когда был запущен «Восточный экспресс», только сверхбогатые люди были единственными пассажирами, которые могли путешествовать по городам и странам Европы в более чем роскошной обстановке, а не трястись в абсолютно неудобных вагонах, то и дело «толкающихся» по разорванным маршрутам, останавливаясь на станциях и международных границах. Хотя не только прекрасными условиями для длительных путешествий прославился самый гламурный поезд в мире, его особенные пассажиры добавили нотку интриги и таинственности к его истории.
1. С чего все начиналось
Как известно, первые пассажирские составы начали курсировать по железнодорожным магистралям с сентября 1830 года. Именно тогда Ричард Тревитик решил прицепить к локомотиву вагон, который и доставил первых пассажиров из Ливерпуля в Манчестер. Естественно, народ очень быстро оценил преимущество такого вида транспорта, что поспособствовало распространению инноваций по крупным городам Англии и другим странам, включая Россию. Уже к середине XIX столетия поезда могли обеспечить быстрейшую доставку пассажиров в любой пункт назначения, куда были проложены железные дороги.
В погоне за количеством составов и рейсов, которые они могли сделать, никто из производителей/владельцев не стремился улучшать комфорт в вагонах. Он были всегда переполнены, довольно грязными и дурно пахли. Хотя в это же время на Американском континенте во всю курсировали роскошные вагоны, которые разработал Джордж Пульман с расчетом на состоятельных пассажиров, отправляющихся в дальние поездки. Его стальные вагоны были больше похожи на номера лучших отелей, только уменьшенного размера, здесь царила красота, эстетика и чистота, поддерживаемые услужливым и вышколенным персоналом, который заботился о комфорте пассажиров.
Именно это и увидел Жорж Нагельмакерс, выходец известной бельгийской семьи банкиров, который после Гражданской войны оправился путешествовать по Соединенным Штатам, чтобы забыть свою возлюбленную. Как оказалось, Жорж настолько влюбился в свою двоюродную сестру, что семье ничего не оставалось делать, как отправить его за океан, чтобы он смог как можно скорее ее забыть. Такая предусмотрительность очень быстро дала свои результаты, молодой человек настолько увлекся идеей создания поезда-отеля, что забыл о душевных терзаниях. Правда, начались новые испытания, но имея предпринимательскую жилку, деньги и высоких покровителей, ведь Нагельмакерсу удалось не просто основать свою компанию под названием Compagnie Internationale des Wagons-Lits (Международная компания спальных вагонов). Он разработал более роскошные интерьеры вагонов (как спальных, так и ресторанов), нежели получились у Пульмана, который, кстати сказать, пренебрежительно отнесся к его предложению объединить усилия в новаторском эксперименте.
2. Реализация мечты в тандеме с монаршими особами
Франко-прусская война внесла коррективы в дату основания компании и выпуска невиданного в Европе чуда, но этот факт ничуть не огорчил энтузиаста, поскольку он был просто одержим идеей создания уникального проекта, который бы отошел от комфортабельных спальных пульмановских вагонов. К 1873 году Жорж Нагельмакерс приступил к созданию чего-то совершенно нового, что сделает путешествие настолько незабываемым, что самые богатые, знаменитые и даже правители стран не смогут отказать себе в удовольствии снова и снова ощутить романтику железнодорожных приключений в более чем роскошной обстановке.
Поскольку он мечтал открыть прямой маршрут из Парижа в Константинополь (Стамбул) без муторных остановок на промежуточных станциях и даже на границах, ему пришлось подключить все свои связи, а также получить поддержку от короля Бельгии Леопольда II. Учитывая, что король был известным энтузиастом железных дорог, его долго уговаривать не пришлось, чтобы он подключил все связи монаршей семьи, члены которой были практически во всех государствах Европы. Королю не составило труда помочь Нагельмакерсу получить разрешения на беспрепятственные пересечения границ между разными странами, что должно было ускорить движение и оградить избранных пассажиров от тягостных проверок на каждой из них.
3. Первый рейс самого роскошного поезда Европы, получившего название «Восточный Экспресс»
В 1883 году первый в Европе поезд класса-Люкс (кстати, его журналисты сразу же окрестили «Восточным экспрессом»), совершил свой первый рейс. Правда, The Orient Express прошел не весь путь, как было задумано, поскольку не были еще готовы железнодорожные ветки, которые бы привели его по суше и без лишних проволочек в Константинополь. Все, кому посчастливилось, точнее сказать, у кого было достаточно финансовых возможностей (в первое время стоимость одной поездки достигала четверть годового дохода среднего класса европейцев), были ошеломлены роскошной обстановкой, вышколенным персоналом и экзотическими блюдами, подаваемыми в вагоне-ресторане.
Точки первого маршрута: Поездом из Парижа через Мюнхен и Вену в Джурджу (Румыния), затем на пароме через Дунай попали в Русе (Болгария). Из Русе в Варну поездом, из Варны в Константинополь на пароме.
The Orient Express действительно был уникальным, подобного творения Европа еще не видела, да и искушенные состоятельные пассажиры США тоже. Вместо копоти, духоты и обшарпанных лавок, здесь можно было увидеть: отполированные до блеска панели из красного дерева; сиденья, обтянутые велюром; изысканные ковры ручной работы; бархатные шторы; роскошную мебель и аксессуары. Ресторан же предлагал путешественникам кухню мирового класса, а спальные комнаты не имели себе равных по комфорту, поражая шелковыми простынями и удобной кроватью. Также стоит отметить, что помимо изысканных блюд, подаваемых высокопоставленным господам, в ресторане «Восточного экспресса» пели музыканты, развлекая гостей, которые в полном комфорте мчались по разным городам и странам, наслаждаясь общением, видами за окном и свежим воздухом, что было несравнимо с путешествиями в трясущихся и пыльных экипажах.
4. Как «Восточный Экспресс» снискал славу самого гламурного и интригующего железнодорожного состава
Когда в 1889 году железнодорожное сообщение охватило и нужные маршруты по территории современной Турции, «Восточный Экспресс» наконец-то совершил полный запланированный тур, который потом несколько раз менялся и дополнялся другими направлениями и пунктами назначения. Но это никак не сказалось на его репутации, а как раз наоборот, он все больше привлекал внимание, причем не только граждан тех стран, через которые он держал путь. Он настолько был овеян невероятными историями, что от пассажиров не было отбоя, особенно в тот период, когда, наконец-то, они смогли добраться всего за 67 часов (без пересадок на паромы) до Константинополя, который многим казался поистине сказочным городом с обилием дворцов, мечетей и стройных минаретов.
Учитывая, что маршрут по территории тогда еще Османской империи был проложен по диким местам с восхитительной природой, путешественники могли наслаждаться красотой первозданной природы. Правда, эта эйфория быстро прошла, поскольку появились желающие остановить состав, чтобы ограбить пассажиров. Один из таких трагических моментов завершился захватом всех, кто находился в поезде. Только после того, как турки-разбойники получили щедрый выкуп, состав смог отправиться к месту назначения. Хотя подобные истории только лишь подогревали интерес к «Восточному экспрессу», порождая много слухов.
Авторы Novate.ru хотели бы обратить внимание на то, что на протяжении всей истории «Восточного экспресса, его известности, как самого роскошного и интригующего поезда, поспособствовали и особенные пассажиры, среди которых были замечены королева Елизавета II, император Франц Иосиф I, Уинстон Черчилль, Шарль де Голль, Лев Толстой, Агата Кристи, Лоуренс Аравийский, Никита Хрущев, Марлен Дитрих и др. И это, не считая знаменитых шпионов Мату Хари, Роберта Баден-Пауэлла, множество других секретных агентов, включая всемирно известного вымышленного героя Джеймса Бонда, из-за которых, одно время поезд так и назывался – «Шпионский экспресс». Также стоит отметить, что авторы литературных произведений (ну, кто не помнит «Дракулу» Брэма Стокера, «Убийство в «Восточном экспрессе» Агаты Кристи, «Из России с любовью» Яна Флеминга, с главным героем Джеймсом Бондом) также приложили свою руку к его известности, интригуя захватывающими историями, связанными с путешествиями.
5. Взлеты и падения в истории самого загадочного поезда Европы и мира
Учитывая сложный период в истории европейских стран, начавшийся в начале XX века, неудивительно, что они коснулись и самого гламурного поезда Европы, который не раз приходилось ставить на запасной путь, освобождая дорогу военным составам. К тому времени идейный вдохновитель и основатель компании предпринял неверный шаг, вложив огромную сумму денег в строительство Транссибирской магистрали. Идея застопорилась, что вылилось в огромные долги и привело к разорению, которое Жорж Нагельмакерс не смог пережить. В 1905 году он умер от инфаркта, хотя его компания Internationale des Wagons-Lits смогла удержаться на плаву за счет постоянных клиентов, которые использовали поезд уже в качестве салона для деловых поездок, где обсуждались сделки и подписывались договора.
Роскошь, уединенность и нетривиальные впечатления способствовали более тесному общению компаньонов и поиску новых вариантов ведения бизнеса. Особо богатые и экстравагантные пассажиры, такие как король Леопольд II, королева Шотландии имели свои собственные вагоны, а Жозефина Бейкер и вдова Вагнера всегда арендовали целый вагон во время путешествий по Европе, ведь со временем маршрут самого гламурного экспресса значительно разросся.
Стоит отметить, что поезд Нагельмакерса, который он создавал с особой любовью, совершил свое последнее полное путешествие в 1977 году, хотя в Европе до недавних пор существовали железнодорожные линии-реплики, владелец которых сделал все возможное, чтобы сравниться с королевской роскошью и таинственностью оригинала.
6. Современные реплики «Восточного экспресса»
Американский предприниматель Джеймс Шервуд, вдохновленный историей «Восточного экспресса», в 1982 году начал скупать старинные вагоны на аукционах, чтобы запустить собственный бренд под названием Venice Simplon Orient Express, а его новой отправной точкой стал Лондон. Правда для того, чтобы он мог пересечь Ла-Манш, пришлось еще покупать и реставрировать пульмановские вагоны, 1920–1950-х гг. выпуска, благодаря чему и появился британский Пульман.
Чтобы воссоздать былую славу самого гламурного поезда мира, новоиспеченному владельцу пришлось немало потратиться, чтобы снаружи поезд выглядел так же величественно и впечатляюще (вызывая ностальгию), как и следовало ожидать, а внутри должно было быть все более чем роскошно. Вплоть до 2009 года каждый из 10 вагонов Venice Simplon Orient Express, кропотливо отреставрированные с сохранившимся стилем и дизайном впечатлял уже современников.
Сделанные на заказ деревянные панели, багажные полки и мозаика на полу в ванных комнатах, сверкающие зеркала и хрусталь, латунные вставки и изысканные инкрустации, большинство из которых выполнены в стиле ар-деко, свидетельствуют не только о мастерстве создателей ушедшей эпохи, но и трудолюбии французского дизайнера Жерара Галле, которого наняли, чтобы он руководил оформлением вагонов как образца, созданного как Жоржем Нагельмакерсом, так и Пульманом.
Ему пришлось воссоздать или найти буквально сотни предметов и фурнитуры, от стульев и тканей до аутентичных ламп в стиле ар-деко, при этом пришлось скопировать оригинальные столовые приборы Wagons-Lits, фарфор дизайна 1820-х годов, в котором угадывался уже новый логотип поезда. Даже полотенца и постельное белье были копиями оригинала, а персонал, встречающий на перроне пассажиров, все также блестяще знал свое дело.
Источник: https://novate.ru/blogs/010124/68419/