Популярная культура ведёт в Асгард, где Один правил как глава мифологической семьи. Рунические камни и саги изображают богов Асгарда в смертных обличьях, хотя они обладали сверхъестественными способностями. Одноглазый Один правил в Валгалле как глава семьи и бог войны и смерти. Викинги отдавали ему дань уважения с помощью погребальных принадлежностей и жертвоприношений. Они также изображали главное божество на рунических камнях и других артефактах, таких как прищепки. В Асгарде также жил оборотень Локи, лживое божество, которое обманывало великанов и других богов. Близнецы Фрей и Фрейя тоже сыграли важную роль в Асгарде. Фрей был богом плодородия и хорошего урожая, в то время как Фрейя отвечала за любовь и плодовитость.
Вместе с помощницами Одина, валькириями, эти боги, согласно сагам, правили мифическими мирами и мирами смертных. И несмотря на то, что многие из них остаются увековеченными как английские дни недели (Один = среда, Тор = четверг, Фрей = пятница), ни один из них не был и не является более популярным, чем сын Одина, Тор.
Многое из того, что известно о скандинавском пантеоне, почерпнуто из трудов исландского историка Снорри Стурлусона и прозаической «Эдды», которые были написаны спустя столетия после эпохи викингов.
В скандинавской мифологии Тор был сыном Одина и богом войны и плодородия. Его отличительными чертами были изобретение грома и молнии и склонность пересекать облака на колеснице, запряжённой козлами. Он также обладал непревзойдённой физической силой, и в материальном плане его самым известным аксессуаром был волшебный молот Мьёльнир.
Могучий молот Тора пригодился при битве с гигантами Етунхейма, которые постоянно пытались посеять беспорядок в мире смертных Мидгарда. Тор часто оказывался в ссоре с гигантами. Благодаря хитрости и физической доблести сын Одина стал самым популярным богом скандинавского пантеона, с которым мог поладить среднестатистический викинг.
Согласно Сагам, Тор должен поблагодарить Локи за Мьёльнир, поскольку именно он убедил или обманул сыновей гнома Ивальди создать несколько самых известных предметов для асов. Так появился корабль Фрея «Скидбладнер» и его волшебный кабан Гуллинбурсти. Они изготовили копьё Одина Гунгнир и кольцо Драупнир, а также сплели золотой головной убор для Сиф. Гномы Брок и Синдри выковали Мьёльнир, молот Тора, который тот носил на шее. С помощью волшебного прикосновения гномов Тор мог орудовать Мьёльниром так сильно, как ему заблагорассудится, и молот никогда не ломался и всегда выполнял свою задачу. Тор мог метнуть молот куда угодно, и он всегда попадал в цель. И, наконец, независимо от того, куда бы Тор бросал свой молот, он всегда возвращался в его руку.
Викинги воспроизводили молот Тора во многих формах. Археологи нашли железные, свинцовые, серебряные, золотые и янтарные подвески в форме буквы Т со всего мира викингов. Иногда эти подвески бывают простыми. В других случаях амулеты имеют выбитые метки или инкрустацию чернилами. Подвески были обнаружены при раскопках могил, кладов, домов и городов по всей Скандинавии, Исландии, Англии, Ирландии и России.
Мьёльнир также был выгравирован на рунических камнях, сосудах, керамике и монетах.
Молот Тора в виде железных колец также был обнаружен и в кремационных захоронениях. Археологи обнаружили в Ютландии, Дания, форму, которая могла использоваться для отливки молотов Тора. Учитывая большое количество Мьёльниров в археологических источниках, викинги, должно быть, посвятили некоторое время изготовлению этих крошечных молотков. Создавая мини-мьёльниры, викинги не только почитали Тора, но и возрождали уникальные религиозные и этнические символы идентичности.
Несмотря на то, что Мьёльнир, по-видимому, носили в качестве ожерелий и браслетов, находки в могилах, подобных захоронению воина Рептона, позволяют предположить, что они были амулетами, а не просто украшениями. Миниатюрные молотки датируются эпохой викингов и были найдены в Англии и Скандинавии.
В мифологии молот Тора служил защитой смертным Мидгарда и тем, кто перешёл в Валгаллу. На свадьбах эпохи викингов Мьёльнир служил символом плодородия. Археологи нашли больше молотов Тора в женских могилах, чем в мужских захоронениях, что заставило некоторых утверждать, что амулет выполнял важную функцию плодородия на протяжении всей жизни женщины и после её смерти. Молот Тора, возможно, также обеспечивал защиту тем, кто его носил, поскольку бог ассоциировался с силой. В изменчивом мире средневековой Скандинавии человек мог воспользоваться защитой от политических восстаний, изменения климата и военных действий. Археологи также обнаружили молоты Тора рядом с христианскими крестами, что наводит на мысль о том, что некоторые люди пользовались защитой везде, где могли её достать.
Амулеты с молотом Тора не всегда носили на теле. В Тиссо в Дании археологи обнаружили то, что было истолковано как культовый центр. Здесь скандинавы собирались веками, перестраиваясь и эволюционируя с течением времени. На протяжении многих лет центром внимания оставался главный зал. В отложениях, датируемых девятым и десятым веками нашей эры, археологи нашли двадцать пять Мьёльниров рядом со статуэтками Одина и Тора. Амулеты с молотом Тора, по-видимому, служили в качестве подношений по обету, а также предметов, которые носили дома и за границей.
Это было примерно в 965 году нашей эры, когда Харальд Синезубый, король Дании, устроил пир. Одним из его гостей был христианский священник Поппо, полный решимости обратить вождя викингов в христианство. Не будучи убеждённым, Харальд заключил сделку. Если священник сможет доказать, что христианский бог могущественнее скандинавских богов, тогда он обратится в христианство.
Поппо взял обеими руками раскалённое докрасна железо и прошёлся вокруг короля. Когда он закончил, его руки были целы, Синезубый был удивлён и ему ничего не оставалось, как принять веру (по крайней мере, так гласит история). Однако христианизация средневековой Скандинавии была более медленным процессом, и новая религия принималась по всему региону без особо энтузиазма. Было обнаружено несколько амулетов с молотом Тора и отметинами от ударов в форме крестов. Некоторые учёные рассматривают эти крестовые знаки как свидетельство слияния скандинавской языческой и христианской символики. Другие предполагают, что присутствие молота Тора было реакцией на движение за христианизацию. Археологи нашли свидетельства других культурных пересечений.
В Англии были найдены монеты, на которых изображены как английские короли, так и католические святые наряду с мечами викингов и Мьёльниром. Эти пересечения показывают, как викинги приспосабливались к мирам, в которые они попали, гибко перенимая новые стили, политические и религиозные символы. Возможно, их приспособляемость была стратегической. Или, может быть, с таким большим пантеоном викингам было легко включить ещё одно божество в свою систему верований.
Согласно традиции, боги Асгарда сражаются с гигантами в эпической финальной битве, которая приводит к полному краху их мифологического мира, известному как Рагнарёк. Средневековая Скандинавия в конце концов приняла христианство и рассталась с языческим пантеоном. Обращение происходило постепенно и отчаянно. Но с принятием христианства Мьёльнир начал исчезать, возрождаясь снова и снова. В восемнадцатом веке молот Тора вернулся вместе с популярностью языческих историй. Фашисты приняли Мьёльнир как один из многих символов двадцатого века, а неонацисты проявляли особый интерес к этому мифическому инструменту.