Артур Смит родился в 1917 году. Его родители перебрались на Кубу с Ямайки. Впрочем, спустя три года после его рождения семья переехала в США и поселилась в Бруклине. Похоже, Арт – как его называли впоследствии – вполне оправдывал этот вариант своего имени, поскольку уже в раннем возрасте проявлял любовь к рисованию. Например, в восьмом классе он получил первое место на конкурсе плакатов, проводимом Американским обществом по предотвращению жестокости по отношению к животным.
После завершения учебы в школе он продолжил образование в области искусства и даже получил стипендию на обучение. Студентов с его цветом кожи в школе искусств было – по пальцам пересчитать. Многие его педагоги – безусловно, из добрых побуждений – пытались убедить Артура заняться архитектурой. В конце концов, в этой сфере и денег побольше, и снобизма поменьше… Но он был непреклонен. А еще «непреклонным» было в нем абсолютное отсутствие всяких инженерных наклонностей. Смиту, до мозга костей гуманитарию, никак не давалась математика – таких не берут в архитекторы.
Поэтому он решил заняться скульптурой и прошел вечерний курс ювелирного дела в Нью-Йоркском университете.
Всю жизнь Артур Смит сталкивался со стереотипами и непониманием, связанными с его цветом кожи. Много лет он, человек с ярко выраженным художественным талантом, оказывался… не на тех должностях, не в тех сферах, куда стремилось его сердце. После окончания учебы в 1940 году Смит работал сначала в Национальном управлении по делам молодежи, а затем в организации Junior Achievement, помогающей подросткам выбрать профессию и решить проблемы трудоустройства. Социальная работа, безусловно, была для него важна, однако вовсе не таким он представлял свой жизненный путь. Чернокожий дизайнер? В середине сороковых? Кто мог бы вообразить такое? Артур Смит – мог. Могли и те, кто верил в него.
Для начала, Арт Смит не был первым. В период посещения ювелирных курсов он познакомился с другим дизайнером украшений с его цветом кожи - Уинифред Мейсон, которая уже добилась определенных успехов. Она стала его наставницей, дала ему много ценных советов и предложила первую работу – у нее была небольшая ювелирная студия и магазин в Гринвич-Виллидж, и Смит стал ее постоянным ассистентом.
Набравшись опыта, в 1946 году он переехал на улицу Корнелия, в так называемый «итальянский квартал», и открыл там собственное предприятие – мастерскую и маленький магазинчик.
Место он выбрал не самое удачное. Соседям Артур Смит не понравился – какой-то странный, темнокожий, да и личная жизнь вызывает подозрения (ювелир действительно предпочитал мужчин). Над ним насмехались, оскорбляли, переходили на другую сторону улицы… В конце концов, недовольные обитатели квартала разбили камнями витрины его магазина, и Артур решил – хватит. Через какое-то время ему удалось найти неплохое помещение в весьма богемном районе города – недалеко от парка Вашингтон-сквер, в самом сердце Гринвич-Виллидж. Здесь он чувствовал себя как дома, завел много новых знакомств и ощутил, что значит быть… принятым.
Смит оказался в центре притяжения темнокожей богемы Нью-Йорка. Его друг, хореограф Тэлли Битти, познакомил его со многими художниками, танцовщиками, артистами, которые были поражены его смелыми идеями и начали заказывать у него украшения. Это было своего рода братство (и сестринство), поддерживающее своих членов и помогающее найти свое место в мире, где в те времена цвет кожи в глазах общества превалировал над талантом, умом, стремлениями. Поскольку Артур Смит стал делать украшения для представителей сцены, он смог в полную силу развернуться как ювелир «скульптурного» направления – создавать крупные, яркие, экстравагантные формы, заметные издалека и соответствующие артистической экспрессии своих обладателей. Он смог забыть о буржуазных требованиях в духе «украшение должно быть элегантным и неброским» и творить так, как чувствовал.
Конечно, душевный комфорт для художника (да и для любого человека) важен – но не менее значимо для продвижения бизнеса и само местоположение магазина. Здесь Смиту тоже повезло, и довольно скоро у него появились прочные коммерческие связи и любимые клиенты. Карьера его пошла в гору. Кроме того, он начал продавать свои украшения в магазины в Бостоне, Сан-Франциско и Чикаго, а затем им заинтересовались крупные бутики на Манхэттене, в Хьюстоне, в Далласе… Фотографии его работ, причудливых, странных, изогнутых, запутанных, появились в Vogue и Harper's Bazaar.
Он получил престижный заказ от отделения Национальной ассоциации содействия развитию цветного населения на разработку броши для Элеоноры Рузвельт и изготовление запонок для герцога Эллингтона. Так украшения черного парня с Кубы, которому еще недавно соседи били витрины, появились в коллекциях людей, обладающих статусом, деньгами и властью.
Успехи – в том числе финансовые – позволили Артуру начать создавать украшения из благородных металлов и все больше экспериментировать с конструкциями. В 1969 году состоялась его первая персональная выставка в Музее искусства и дизайна в Нью-Йорке. Затем последовала целая череда выставок и наград. Но, к сожалению, самые яркие ретроспективные выставки Арта Смита прошли уже после его смерти – ювелир скончался в 1982 году, спустя двадцать два года после первого сердечного приступа. Впрочем, таков был Артур Смит – ни угрозы, ни предрассудки, ни болезни не могли его остановить. Не смогла и смерть: по-настоящему его наследие было оценено уже в девяностые годы.
Текст: Софья Егорова.
Рупор будет свободен через:
3 мин. 20 сек.