Технический прогресс и вера в лучшее будущее, всегда вдохновляли на свершения и немыслимые эксперименты ученых, инженеров и архитекторов. Не стали исключением и тяжелые годы послевоенной разрухи, затронувшие многие европейские города. Вторая мировая война внесла коррективы не только в жизнь миллионов людей, но и в приоритеты, связанные с градостроительством и проектированием индивидуального жилья. Архитекторы с энтузиазмом взялись за разработку зданий, главным строительным материалом которого были синтетические материалы. По большей части они увлекались удивительными возможностями пластмасс. Некоторые энтузиасты замахнулись и на серийное производство зданий из нетрадиционных материалов, которые должны были решить проблему нехватки жилья.
Начиная с 1950-х годов, в некоторых странах удалось создать экспериментальные образцы пластиковых домов, большинство из которых так и остались причудливыми объектами. Хотя некоторым удалось даже прославиться на этом поприще, а их разработки даже воплотились в жизнь и не в единичном экземпляре. Так, например, в 1965 г. финский архитектор Матти Сууронен по просьбе друга взялся за разработку лыжного домика под названием Futuro House, который легко было бы возвести в горной местности с ее крутыми склонами, при этом он должен был противостоять сильным ветрам и мощным снегопадам, а также его можно было бы быстро отапливать, чтобы согреться уставшим путникам при минусовых температурах.
Помня о таких запросах, Сууронен разработал футуристическую капсулу, отчетливо напоминающую инопланетную летающую тарелку. В качестве строительного материала он выбрал армированный пластик, а для утепления использовался пенополиуретан толщиной 4 см, что сделало конструкцию легкой и теплой. При этом сборный модуль состоял из 16 элементов, которые оставалось лишь доставить любым удобным способом и соединить на месте. Чтобы избежать проблем с установкой на неровном участке, были предусмотрены высокие ножки из сварных стальных труб, а вход осуществлялся через люк со встроенными ступенями, который опускался, что позволяло надолго оставлять домик без присмотра, не опасаясь, что дикие животные или злоумышленники проникнут в домик.
Прототип Futuro House был впервые представлен на выставочной площадке завода компании Polykem в Вантаа в марте 1968 года. Тут же его снимки появились в прессе вызвав бурю обсуждений и повышенный интерес во всем мире. Его идеально симметричная форма (в соотношении 1:2) была подчеркнута такой же формой окнами, дверными ручками, осветительными приборами и даже розетками. Помимо авангардного и запоминающегося внешнего вида Futuro House поражал функциональностью пространства и новаторскими внедрениями.
Его 16 кресел легко превращались в кровати, а круглый камин-очаг, одновременно служил грилем, на котором любой путник мог разогреть или приготовить еду. При этом камин всего за 30 минут обогревал помещение в 30-градусный мороз до +16 градусов, что делало домик идеальным объектом для размещения в суровых климатических зонах или там, где не было возможности подключить объект к центральным коммуникациям. Оригинальная стандартная модель также включает в себя мини-кухню, туалет, душ, ну а спальная зона легко трансформируется в зону отдыха, когда кресла складываются. Также стоит отметить, что полноразмерная модель имеет площадь пола 25 кв. метров, но эллипсоидная форма обеспечивает дополнительное пространство в боковом направлении.
Примечательно: «Летающая тарелка» Сууронена вызвала неподдельный интерес во многих странах мира, причем восхищение выражалось не только в лестных отзывах. Уже в октябре модель запустили в серийное производство. В период с 1969 по 1973 гг. лицензии на производство Futuro были проданы в 50 странах, а конструкцию адаптировали для различных целей. Шведские военно-воздушные силы, например, приобрели три готовых модуля и использовали их в качестве наблюдательных вышек, в то время как Советский Союз превратил Futuro House в станции технического обслуживания на шоссе, а некоторые стали базами для альпинистов/лыжников и не только в СССР. Применение нашлось и в университетских кампусах, на различных фестивалях, площадях, парках и т. д.
В то время многие верили, что дома будущего будут построены из пластика, ведь модули Futuro действительно были похожи на видение того, что грядет новая эра в строительстве, где дорогие природные материалы уступят место более доступным синтетическим, а сроки возведения зданий значительно уменьшатся. Заказы посыпались и от частных лиц, которые мечтали иметь нетривиальную загородную резиденцию. Первым заказчиком на строительство модуля, разработанного Матти Сууроненом, стал финский комедийный актер Матти Куусла, который вознамерился установить его на берегу озера Пуула, недалеко от Эспоо, где автор разработки открыл собственную фирму. Хотя «летающая тарелка» Futura 001 вскоре после «приземления» в природной зоне вызвала бурю негодования местных жителей и владельцев летних резиденций, которые посчитали, что такого рода дома неуместны в сельской местности.
В Америке, например, по лицензии строили такие же домики для любителей сюрреалистических образов в виде инопланетного космического корабля, но власти некоторых штатов не давали разрешения на их установку как на частных территориях, так и в общественных местах. В других округах и странах с более прогрессивными руководителями, «летающие тарелки» стали популярными объектами в качестве выставочных павильонов, развлекательных зон или даже банковских филиалов (как это происходило в Новой Зеландии).
По сведениям редакции Novate.ru, вдохновленный ажиотажем на международном уровне Futuro, Сууронен спроектировал для Polykem и другие пластиковые здания, самым известным из которых был дом Вентуро. Polykem активно продавала лицензионные права на изготовление по всему миру как Futuro, так и для Venturo. Производство началось во многих странах и предполагало многотысячное «тиражирование». Однако массовое производство остановилось, даже не начавшись. Это случилось из-за нефтяного кризиса 1973 года, вызвавшего значительный рост цен синтетических материалов, включая пластмассы, что напрямую повлияло на изготовление модульных футуристических домов. Последний модуль был выпущен на заводе Polykem в 1978 году, всего же по всему миру было произведено 100 домов, из которых осталось 68. Несмотря на прекращение производства домик будущего Futuro все же превратился в архитектурную икону атомного века 1960 - 1970-х годов, его по достоинству оценили последующие поколения
Теперь же некоторые из сохранившихся модульных домов, отлитых из пластика, стали ценными предметами коллекционирования, а два самых первых экземпляра перекочевали в музейные коллекции, что позволит сохранить их для дальнейших поколений. Для многих, конструкция Футуро, в свое время считающаяся ультрасовременной и универсальной, не потеряла своей актуальности, только уже в качестве попытки поставить создание жилых домов на поток заводского производства. Пусть первая была и не очень успешной, но все же вполне жизнеспособной, если переработать некоторые составляющие, чтобы они в полной мере отвечали современным требованиям устойчивости и экологичности.
Стоит отметить, что некоторым моделям настолько повезло, что они обрели новую жизнь. Один пластиковый модуль Futuro House, оказавшийся в свое время в Порт-Альфреде (Южная Африка), в районе, где прошло детство Крейга Барнса, ныне живущего в Лондоне художника, настолько запал в его душу, что, будучи уже взрослым человеком, решил спасти от полного уничтожения. Когда Крейг снова попал Порт-Альфред, яркое воспоминание из детства оказалось на то же месте, что и раньше, правда, состояние его было очень удручающим. У художника сразу возникла идея его восстановления, с которой он обратился к властям, а затем и к владельцу, уговорив продать заброшенный объект, напоминающий о временах оптимизма и веры в прогресс, когда человек покорял космос и хотел улучшить качество жизни с помощью сборных пластиковых изделий.
Разборный домик был перевезен в Великобританию, где его основательно отреставрировали и стали выставлять в различных общественных местах Лондона, включая крышу Central Saint Martins и Марстон-парк, который давно стал царством уникальных произведений искусства. В Парке его установили на берегу озера, где он превратился в волнующий ящик Пандоры с «космическими» формами, сулящий незабываемые впечатления для современников. Кстати сказать, в нем можно даже провести ночь-другую, как это делали первые владельцы футуристических домиков.
Источник: https://novate.ru/blogs/161123/68016/