С каждым годом это будет все труднее себе представить: ни кино, которое можно было бы посмотреть всей компанией, ни смартфона, который развлечет его владельца и поможет скоротать час-другой, если наскучил общий разговор, а время приема пищи еще не наступило. Вряд ли современному человеку нужно меньше общения, чем его же ровеснику из XIX века. Разница в том, что в позапрошлом столетии проводить время вместе, да еще интересно и увлекательно, почти возводилось в ранг искусства, и среди высших слоев общества многие их представители достигали в этом искусстве особенных высот.
Аристократам ведь приходилось непросто: занять себя полезным трудом нельзя, прогулка хороша только в подходящую для нее погоду. Общение в кругу себе подобных предполагало, во-первых, умение поддержать разговор, каким бы долгим он ни был, а во-вторых, готовность принять участие в каких-то общих занятиях, вроде игр для салонов, которые позволяли и развлечься, и себя показать, и, возможно, завести новые отношения – ведь именно в этих салонах, да еще в театрах и на балах, обговаривались будущие брачные и деловые союзы.
Существовало множество игр, которые занимали почтенную публику. Многое зависело от возраста участников и от степени их близости друг другу, от статуса гостей и от характера самой встречи. Чуть меньшее значение имело местоположение дворянской гостиной – в Англии, Франции, России и вообще в Европе аристократы и аристократки, как и представители других сословий, придерживались похожих взглядов на варианты приличного и интересного досуга и охотно делились новыми идеями совместных игр. Некоторые пользуются популярностью и сейчас, другие имеют отличный шанс однажды получить новую жизнь.
В высшем обществе давным-давно оценили по достоинству силу перевоплощения и магию театра. Но одно дело – смотреть на представления крепостных актеров или наслаждаться спектаклем или оперой из ложи театра, а другое – самому выйти на импровизированные подмостки и развлечь родственников и знакомых своими талантами. Очень часто играли в шарады: группа «актеров» загадывала длинное слово, части которого разыгрывала в отдельных маленьких спектаклях, а группа «зрителей», просмотрев каждый, разгадывала шараду.
Для этой цели придумывались костюмы и декорации, с помощью слуг извлекалось содержимое старинных сундуков и шкафов, создавались замысловатые прически и наносился подходящий грим: к разыгрыванию сценок-шарад подходили с большим воодушевлением. К похожим играм стоит отнести постановку «живых картин» и вообще организацию домашних спектаклей: пусть элемент состязательности в них не был выражен так, как в шарадах, скучать участникам не приходилось.
Менее активные игры, но все же предполагавшие проявление своих художественных талантов, могли быть связаны с литературой и сочинительством. Гостям нередко предлагали сыграть в буриме – задача заключалась в придумывании забавного четверостишия по заданным рифмам.
Играли и в чепуху: каждый участник записывал на бумаге ответ на вопрос, складывал лист, закрывая написанное, и передавал следующему продолжить записи, и так далее. Вопросы задавались в таком порядке, чтобы получилась связная история: «кто?», «когда?», «где?» и т.д., а поскольку отвечающий не видел предыдущих записей, могли получаться весьма забавные истории.
Существовало довольного много настольных игр, некоторые из которых, вроде лото, почти не изменились за все время своего существования. Популярны были состязания с игральными костями и фигурками, которые следовало передвигать по игровому полю в зависимости от количества выпавших очков. Не теряли популярности шахматы и нарды – для тех, кто считал шумное веселье молодежи не вполне подходящим для своих лет.
Играли и в фанты: каждый записывал на бумажке задание, все бумажки опускались в шляпу. После этого каждый очередной игрок вытаскивал свой фант и должен был выполнить его. Другой вариант игры предполагал, что ведущий задает участникам вопрос, на которые нельзя отвечать «да» или «нет», а если одно из этих слов произнесено, требуется отдать свою вещь, вернуть которую потом можно будет, выполнив задание. Игра допускала разную степень фривольности в зависимости от общества и была очень любима, например, гусарами.
Из подвижных игр до определенной степени были распространены те, в которые играли в народе, например, жмурки. А вне дома пользовались успехом и вполне себе спортивные варианты времяпрепровождения, вроде тенниса или крокета – в первую очередь, у англичан. Мужчины играли в бильярд – с тем же энтузиазмом, с каким распечатывали очередную колоду игральных карт. Впрочем, отношение к картежным играм было неоднозначным. Вист, бридж, преферанс и прочие способы проверить свое везение и свою сообразительность имели некоторые побочные эффекты.
Чрезмерный азарт, с которым подходили к игре участники, нередко приводил к играм на деньги, к постоянному повышению ставок, в результате чего могли проигрываться целые состояния и даже больше – «проигрывали» даже собственных жен или невест.