16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  123 848Зрителей: 66 906
Авторов: 56 942

On-line26 067Зрителей: 5169
Авторов: 20898

Загружено работ – 2 131 400
Социальная сеть для творческих людей
  

Новости

Чем прославилась самая знаменитая гетера Древней Греции: Аспасия - блудница с разумом Сократа



Аспасию история запомнила одной из самых блистательно умных и невероятно красивых гетер. Блудница с разумом Сократа жила в Древней Греции в 5 веке до нашей эры. Ею бесконечно восхищались одни и ненавидели другие. Ту эпоху именуют «золотым» или «перикловым» веком. Отец-основатель афинской демократии и видный государственный деятель, Перикл, был без ума от гетеры Аспасии. Вместе они творили величие и славу Афин. Захватывающая история самой знаменитой древнегреческой куртизанки, возлюбленной одного из величайших творцов Эллады — далее в обзоре.



Аспасия и Перикл, или гетера и афинская демократия

 

Аспасия появилась на свет около 470 года до нашей эры в городе Милет на восточном побережье Эгейского моря. Там она изучала музыку, поэзию и, конечно же, философию. Учёба велась не по книгам, а в беседах и дискуссиях. Главным у греков всегда было искусство красноречия. Если бы Аспасия не овладела им столь искусно, такой мужчина, как Перикл, вряд ли бы её полюбил. Но, обо всём по порядку.

Аспасия.

 

Аспасия.



Когда Аспасии исполнилось чуть больше 20 лет, она отправилась в Афины. Она прекрасно понимала, что с её умом и внешностью, она сможет добиться в жизни абсолютно всего, чего захочет. Так и получилось. Аспасия стала гетерой и одновременно она собирала огромные толпы народа, которые приходили просто послушать её речи, а также посостязаться в красноречии и философии. Она могла в споре заткнуть за пояс самых образованных и великих философов.

Сам Сократ преклонялся перед её мудростью. На одном из симпозиумов Аспасия увидела Перикла. Суровый военачальник и высокородный афинянин пленил женщину. Сам он тоже не смог устоять перед несравненной красотой и блестящим умом той, кого по праву именовали Афиной-Афродитой. Она, воистину, была и мудра, и прекрасна одновременно.

На этой картине Микеле Корнеля Младшего 1670-х годов Аспасия изображена в окружении греческих философов.

 

На этой картине Микеле Корнеля Младшего 1670-х годов Аспасия изображена в окружении греческих философов.



Афины под руководством Перикла были на пике своего богатства и могущества. Культурный расцвет охватывал все сферы жизни: и искусство, и науку, и философию, и политику. На фоне всего этого лидер афинской демократии и знаменитая гетера положили начало одной из величайших любовных историй. Перикл настолько потерял от любви голову, что даже развёлся с супругой. Правда, официально жениться на Аспасии он не мог в силу своего высокого социального статуса. Конечно, к распутнице, которая, как бы сейчас сказали, увела мужа из семьи, относились весьма негативно. Этим двоим было всё равно.

Аспасия и Перикл.

 

Аспасия и Перикл.



Умнейшая женщина абсолютно очаровала Перикла. Для своего времени она была уникальна не только своим великолепнейшим образованием и начитанностью, но и способностью мыслить независимо и свободно. Государственный муж охотно пользовался её мудрыми советами и многому у неё научился.

Когда у Аспасии и Перикла родился сын, названный в честь отца Периклом, это породило ещё одну проблему. Дело в том, что по иронии судьбы, за несколько лет до этого, Перикл принял в Афинском демократическом собрании закон, запрещавший любому человеку быть гражданином Афин, если оба его родителя не были гражданами. Аспасия была из Милета и получить афинское гражданство для сына было, казалось бы, невозможно. Только не для этой великой женщины. Она сделала всё, чтобы юный Перикл получил столь ценный статус. Тем временем связь его родителей становилась всё более крупным скандалом в Афинах.

Гектор Леру (1682 - 1740), Перикл и Аспасия любуются гигантской статуей Афины в мастерской Фидия.

 

Гектор Леру (1682 - 1740), Перикл и Аспасия любуются гигантской статуей Афины в мастерской Фидия.


Аспасию пытались очернить изо всех сил



В 431 году до нашей эры началась Пелопоннесская война. Афины заключили союз против Спарты и это дало повод многим комическим драматургам повод поносить Аспасию. Они называли её «новой Еленой Троянской» — той соблазнительной и печально известной женщиной, на чьи прелестные плечи Гомер возложил вину за войну в своей «Илиаде» и Одиссее». Cherchez la femme, так сказать, во всей красе!

Бюсты Аспасии и Перикла.

 

Бюсты Аспасии и Перикла.



Аристофан, самый известный афинский драматург-комик, в своей пьесе «Ахарнийцы» придумал абсурдный и непристойный набор событий, обвиняющих Аспасию в развязывании Пелопоннесской войны. Евполис, младший современник Аристофана, последовал его примеру. Его имя и некоторые названия его пьес известны лучше, чем сами пьесы, дошедшие до нашего времени лишь отрывками. Тем не менее ясно, что Евполис называл Аспасию «Еленой» в своей первой комедии «Проспалтиане» и продолжал упоминать её по имени, а также делал другие намёки на неё ещё в трёх своих комедиях. И так делали многие.

 

По этим произведениям ставили спектакли на праздники. Сложно представить, что чувствовал Перикл, когда его возлюбленную так откровенно гнусно публично поносили. Он терпел всё и даже больше - вульгарные намёки на свою собственную фигуру. Только, что происходило при этом в его душе, никто не знает. Он любил Аспасию всем сердцем до самой своей смерти. Умер отец афинской демократии в 429 году до нашей эры, предположительно от чумы.

Через год после его смерти, покровителем Аспасии стал великий афинский полководец Лисикл, который когда-то был её учеником. От него она тоже родила сына. Правда, счастье длилось ненадолго, Лисикл вскоре пал в одной из битв. Знаменитая куртизанка с сыновьями осталась одна, вынужденная жить в этой атмосфере клеветы до самой смерти.

Афина-Афродита, философ-гетера Аспасия.

 

Афина-Афродита, философ-гетера Аспасия.



Не все пытались очернить Аспасию



Возможно, из зависти, возможно, просто из презрения к её низкому социальному положению, многие мужчины пытались очернить Аспасию. К счастью, были и те, кто не грешил против истины. Благодаря им история запомнила и другую сторону этой великой женщины.

Согласно большинству сведений, содержащихся в классической литературе, Аспасия общалась с величайшими художниками, философами и другими выдающимися людьми Золотого века Афин. Многие их них, возможно, описывали её не очень точно, но, при этом ясно, что относились они к ней очень серьёзно. Философ Платон характеризовал Аспасию, как очень умную, мудрую и образованную женщину. Он считал её умной, грамотной, проницательной и искусной учительницей искусства публичного выступления.

Аспасия была мастером ораторского искусства.

 

Аспасия была мастером ораторского искусства.



Например, в своём философском диалоге «Менексен», написанном после смерти Перикла и Аспасии, Платон драматизирует разговор между философом Сократом и его другом по имени Менексен. Сократ в этом диалоге произносит речь, которую, как он утверждает, он узнал от Аспасии. Это тип речи, которая чествует афинян, погибших в битве, и напоминает знаменитую надгробную речь, что произнёс Перикл в конце первого года Пелопоннесской войны. Отвечая на восторженный ответ Менексена на пересказ речи Аспасии, Сократ обещает прочесть ему ещё больше речей, сочинённых ею. Некоторые историки считают, что превознесением Аспасии и её, бесспорного, ораторского искусства, Платон пытался принизить Перикла. Представитель элиты относился к афинской демократии весьма недружелюбно.

Николя-Андре Монсио «Спор Сократа и Аспасии».

 

Николя-Андре Монсио «Спор Сократа и Аспасии».



Другие авторы, близкие к кругу Сократа, описывают Аспасию как эксперта по сватовству и гармоничным отношениям в супружестве, что опять же резко контрастирует с её характеристикой в комических пьесах.

Так где же настоящая Аспасия?



Аспасия была независимой женщиной.

 

Аспасия была независимой женщиной.



Аспасия прославилась, безусловно, по большей части благодаря своей связи с Периклом. Ведь в то время женщины не могли себе позволить делать то, что делала она. Преимущества богатой культурной жизни Афин были доступны ей отчасти благодаря союзу с богатым и важным человеком. Но и сама она невероятно активно и эффективно взаимодействовала с окружающей её культурой. Она была сильной личностью, не пасовавшей перед трудностями, препятствиями, ей было плевать на мнение других. Для Перикла она стала и любовницей, и лучшим другом, понимающим, поддерживающим, и учителем, и источником вдохновения. Аспасия достойна славы и почитания.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/300523/56340/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи


Трибуна сайта
395
Прощать и верить...

Присоединяйтесь 



Наш рупор
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft