Быть талантливым означает не просто родиться с неким спектром способностей. Это каждодневный труд, многолетнее самосовершенствование в далеко не самых простых условиях. Только в случае постоянной работы можно обрести истинный успех. И у Ильи Кабакова этому можно только поучиться.
Будущий художник родился в Днепропетровске в 1933 году в семье евреев. Его отец был простым слесарем, а мама – бухгалтером. Когда немецкие войска напали на Советский Союз, Илья с мамой были эвакуирован в спокойный Самарканд. В этот же узбекский город была отправлена Художественная школа при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. И именно в это заведение решил пойти учиться Илья в 1943 году, уже в 10 лет он твердо решил, что хочет стать художником.
Институт и школа выехали в Загорск в 1944 году, а в 1945 наконец-то вернулись обратно в уже мирный Ленинград. Кабаков после окончания войны перевелся в Московскую среднюю художественную школу, окончив ее в 1951 году. Свое образование Кабаков продолжил в Суриковском институте. Там он обучался в мастерской книги у профессора Дехтерева.
В то время было мнение, что МГАХИ им. В. И. Сурикова – это лучшая художка в стране. Вот только сам Кабаков своей альма-матер дифирамбов никогда не пел. Он вспоминал, что преподавателям была равнодушна и их работа, и студенты. Более того, очень часто они не приходили на занятия, или являлись на них в нетрезвом состоянии. У Кабакова не вышло найти себе наставника, поэтому путь в искусстве ему пришлось искать самостоятельно.
Отделение графики Кабаков окончил в 1957 году, став специалистом в книжной иллюстрации. Он стал иллюстратором детских книг. По советским меркам это была хорошая работа с достойным окладом. Художник работал с издательством «Детгиз», детскими журналами «Веселые картинки», «Мурзилка», «Малыш».
Но работа Кабакову была совсем не по душе. Для него такая деятельность казалась слишком скучной, и он ее рассматривал исключительно как способ заработка.
Детские книги он иллюстрировал 30 лет, оформив полторы сотни книжек за это время.
В тот период он не имел возможности полноценно активно развиваться как художник. Илья Иосифович ощущал, что советская система загоняет людей в жесткие рамки и подавляет личность, навязывает уже созданные роли и не дает развиваться.
Кабаков был умен, и понимал, что вступать в открытое сопротивление с обществом и начальством не стоит. Еще будучи студентом, он научился делить творчество на «личное» и «системное». И так же поступал на работе. Днем он давал то, что чего от него ждали учителя, а затем работодатели. Но свое свободное время он работал для себя. Кабаков собрал компанию единомышленников, и ничего не боясь писал в стиле абстрактного экспрессионизма.
Его жизнь была не самой простой, но он обрел личный стиль и смог привнести свою лепту в мировое искусство, вписав свое имя в его историю навсегда.
В конце 60-х в творчестве Кабакова начались позитивные изменения. От Союза советских художников он получил собственную мастерскую. Это было небольшое чердачное помещение, но Кабакову этого было достаточно, именно там он начал делать работы большого формата.
Однако он так и оставался иллюстратором официально. И уже неофициально он был создателем нестандартных концептуальных работ. И хотя немного сдвигов в его карьере и произошло, его жизнь оставалась по-прежнему перстной и беспросветной. Жить ему приходилось в коммуналке, а реальных перспектив для развития как художника на горизонте не предвиделось. Отсюда и тема коммуналок, мусора и ничтожного советского человека в авторитарной системе, которая так активно поднималась в его творчестве годами позже.
Для советских художников 80-е годы стали глотком свежего воздуха. Нонконформисты наконец-то получили доступ з участию в западных выставках. Естественно, они активно пользовалась такой возможностью, и Кабаков был в их числе.
В 1985 году у него состоялись 2 выставки: во Франции и в Швейцарии. Где-то в это время ему пришел в голову новый жанр «тотальной инсталляции». От типичной инсталляции она сильно отличалась тем, что погружает зрителя в художественное пространство на более глубоком уровне.
«Человек, улетевший в космос из своей комнаты» стал одним из дебютных опытов «тотальной инсталляции». Он выставлялся еще в московской мастерской и стал очень известным.
В 1988 году художник принимает для себя очень важное решение: навсегда перебраться в Нью-Йорк. Эмигрировав, художник получил то, о чем так мечтал – признание. У него появилось огромное количество возможностей: большое выставочное пространство, выставки по всему миру. Илья Иосифович начал получать приглашения на различные международные выставки. Так о нем еще больше заговорили е Берлине, Париже и даже на Венецианской биеннале.
Спустя год после судьбоносного переезда в Америку Илья Иосифович в третий раз женился. Его избранницей стала Эмилия Кабакова, с которой он состоял в дальнем родстве. Она стала не только его жизненной спутницей, но и соавтором. В 90-ых они были она пике своей популярности. Все музеи мира хотели показывать именно их инсталляции.
С того момента их тандем был популярным, а их выставки с завидной регулярностью проводятся по всему миру.
В 2008 году Илья и Эмилия стали лауреатами Императорской премии. В 2018 году в Питере и Москве проходили его крупные выставки.
Творчество Кабакова очень ценится за рубежом. Он востребован не только в музеях, за его работами охотятся и коллекционеры.
Например, его легендарная картина «Жук» в Лондоне ушла с молотка за почти 6 миллионов долларов.
За всю историю участия в аукционах работы Ильи Кабакова целых 6 раз перешагивали планку в 1 миллион долларов. Стоимость работ варьируется в зависимости от концептуальности и узнаваемости, размера, степени завершенности и периода.
Сегодня его работы с оказией продаются за 3-5 тысяч долларов.
Для фанатов творчества, которые не могут тратить миллионы, тоже есть варианты дотронуться до работ любимого художника-концептуалиста. Тиражная графика, например листы из альбомов, литографии можно купить за 1-2 тысячи долларов.