На протяжении тысячелетий в Египте люди жили рядом с захоронениями. Правда ранние гробницы мусульман были весьма простыми, и живые не заботились о захоронениях. Но в начале X века, когда у власти оказались Фатимидские халифы, культура смерти и погребений древних египтян вернулась. Это стало причиной настоящего строительного бума в Эль-Карафе. И вместе с этим возвращались похоронные ритуалы и традиции, и на кладбищах стали появляться живые. Ведь только чтение Корана для спасения души усопшего в зависимости от его статуса могло растянуться на месяцы. Так в некрополях появились постоянные жители, первоначально это были смотрители гробниц.
Но если несколько веков назад в каирском некрополе люди жили по профессиональным соображениям, то сегодня – от безысходности. И как тут не вспомнить про «благие намерения, которыми вымощена дорога в ад».
В 1956 году, когда президентом Египта стал революционер Гамаль Абдель Насер, он ввел в стране бесплатное образование и медицину, построил заводы и школы, большая часть его модернизаций пришлась на Каир, что, в свою очередь, привело к массовой миграции египтян в столицу. Уже в 1960-х население египетской столицы увеличилось в 2 раза, к чему город готов не был. Результатом стало появление большого количества трущоб, среди которых занял своё место и Город мертвых, где начали селиться не только работники кладбища, но и живущие за чертой бедности.
Ещё одной критической точкой стал кризис начала 2010-х и политическая нестабильность. В это время уровень безработицы и бедности вырос, и вариант с нулевой арендой на кладбище стал для многих каирцев реальным выходом выжить – мавзолеи и склепы Эль-Карафа стали идеальным вариантом для проживания.
Сегодня сложно реально оценить число обитателей мертвого города, но по неофициальной статистике здесь живёт около 500 тыс. человек. Они делятся на 2 категории: те, кто работает на кладбище (хранители гробниц, могильщики, гробовщики, каменотесы, каменщики и чтецы Корана) и те, кто переселился сюда из нужды. Последние, как правило, работой на кладбище не заняты, но имеют привилегию жить совсем рядом с центом Каира и работают на улице. К тому же в Городе мертвых много ремесленников.
Здесь нет ни канализации, ни привычной для горожан инфраструктуры. Во многих жилищах нет водопровода и электричества. За водой приходится ходить за несколько кварталов, а электричество жители Города мертвых воруют у государства и не скрывают этого. И пожалуй, жизнь здесь ничем бы не отличалась от жизни в других трущобах, но играющих детей или мужчину, который бреется прямо на улице, время от времени может потревожить похоронная процессия.
Люди в Городе мертвых живут целыми семьями в склепах, образующих дворы с семейными захоронениями. По факту владельцами кладбищенской земли являются потомки здесь погребённых. Но многие из их не приходят на могилы предков и судьба застроек их не волнует, а другие просто входят в положение бездомных и не препятствуют тому, чтобы они жили на могилах их родственников.
Долгие годы отношение каирцев к жителям Города мертвых было негативным. Их считали сплошь криминальными элементами – беглецами от правосудия, наркоторговцами и угрозой общественному порядку. И только в последнее время в СМИ начали появляться материалы, опровергающие эти стереотипы и представляющие жителей некрополя обычным рабочим классом. К тому же нынешняя политическая оппозиция уже не боится поднимать на повестку этот вопрос и говорить о провальной жилищной политике властей. А что же говорят о своей жизни сами обитатели Города мёртвых?
Многие из них гордятся своим соседством с похороненными здесь историческими личностями и знаменитостями. «Мне повезло, - рассказывает наш собеседник. – Мои соседи сплошь паши и имамы». И хотя живёт Исмаил за чертой бедности, он предпочитает иметь дом в обществе мертвых, чем оказаться на улице.
Ещё один житель некрополя, пожилой человек по имени Сахель, говорит: «Жизнь здесь мирная. С мертвыми жить хорошо для старого человека. Они ведут себя тихо и не болтают».
Обитатели некрополя при всех бытовых сложностях обживают склепы, как могут, и прикладывают много сил, чтобы сделать свои дома уютными. Ведь здесь родилось уже не одно поколение. Согласно общественному опросу, около 90% обитателей гробниц хотели бы переселиться в обычной жильё. Но сегодня государство не готово им в этом помочь, а подобные разговоры являются табу.
Около 50% обитателей Города мертвых никогда не ходили в школу из-за недостатка финансов и времени (ведь нужно помогать семье и работать), а также из-за психологической изоляции в обществе.
И всё же местные жители любят свой квартал и ни за что бы не променяли жизнь в центре с низкой плотностью населения в некрополе на отдалённые окраины Каира с их гнетущим перенаселением. В частности, в районе трущоб Эзбет Эль-Хаггана на северо-востоке, где проживает около миллиона человек, более чем в 3000 домах просто нет крыш, а улицы настолько узкие, что ни скорой помощи, ни пожарный не проехать, поэтому на помощь надеяться не приходится. В этом случае Город мертвых с его спокойствием и широкими просторами не такая уж плохая альтернатива.
Весь район Города Мертвых представляет собой огромную территорию, протянувшуюся через Каир на 6 километров (4 мили). В нем шесть отличительных участков кладбища. Зная эти тонкости путешественники могут выбрать те места, которые представляют для них особый интерес. Итак, В Городе Мертвых есть 6 кладбищенских участков:
1. Северное кладбище (ас-Сахра) — султаны-мумлюки построили огромные памятники и мавзолеи. Это наиболее посещаемый район Города Мертвых. Автострада - восточная граница, а шоссе Салах Салим - западная граница.
2. Кладбище Баб-эль-Наср - самое маленькое из всего некрополя. До него также проще всего добраться от метро. Сегодня здесь можно увидеть стены старого города. В прошлом это было кладбище Фатимидов. Здесь построены сотни небольших лачуг и домов. Распорожено к западу от шоссе Салах Салим.
3. Аль-Карафа — это старейшее кладбище. Здесь хоронили своих умерших первые арабские правители, а Саладин построил Цитадель Каира. Цитадель Каира отмечает северный конец этого сектора, а Аль-Басатин — южный конец.
4. Кладбище Баб Аль-Вазир . Это место находится к северу от горы Цитадель. Сдесь строения и могилы времён Мумлюка, а также кладбище Фатимидов.
5. Аль-Сайида Нафиса . Этот район был известен как район северных ворот в Аль-Карафа и привлекает путешественников гробницами аббасидских халифов и святынями Фатимидов. Западная сторона этого сектора представляет собой современное кладбище.
6. Zeinhom — а вот в этот район отправляться не рекомендуется.
Тем, кто решится на такое путешествие, лучше заручиться помощью и поддержкой опытного гида. Это поможет не только выбрать лучший маршрут и не заблудиться, но и не стать жертвой преступлений.
В 2001 году часть населения Города мертвых столкнулась с насильственным выселением во время уничтожения части некрополя. Это событие нанесло большую травму жителям уничтоженных склепов, в которых они жили десятилетиями и в которые они многие вкладывали значительную часть своего дохода. Также после переселения люди потеряли один или несколько источников средств к существованию, поскольку вынуждены были переехать из района, где у них была работа.
В 2007-м власти Египта разработали план стратегического урбанистического развития Каира Cairo 2050. В нем предлагалась перепланировка трущоб и неформального жилья в Каире, включая Город мертвых. Несмотря на то что власти не очень активно занимаются этим вопросом, номинально он стоит в их повестке.
А совсем недавно каирские власти объявили о намерении снести около 2700 могил в Городе мертвых, что наводит ужас на семью людей, там похороненных, и вызывает негодование у тех, кто интересуется культурным наследием. Но из-за плана развития Каира, который предполагает развитие дорожной сети, власти твёрдо намерены убрать семейные кладбища и перевезти похороненные на них тела в другое место.