Первые свидетельства об обуви в истории сообщают нам о её нелепом внешнем виде. Древние люди чтобы защитить свои ноги от холода и грязи, приматывали куски коры, кожи и шкуры вокруг ног и прикрепляли их веревками. В Древнем Египте также использовались подобные сандалии для защиты от раскаленного песка. Однако в то время никто не придавал значения различным типам подошв, их просто не делали. Для фараонов и знати сделана эта обувь была из жёстких пальмовых листьев. Простые египтяне носили обувь из папируса.
Согласно Геродоту, обувь, изготовленная из папируса, была неотъемлемой частью одежды египетских жрецов. Изначально женщинам в Египте было запрещено носить обувь, включая даже царицу, которая ходила босиком. В то время только правители носили обувь, и её стоимость была чрезвычайно высокой. Исторические данные свидетельствуют о том, что изготовление одной пары могло забирать значительную часть годового бюджета города.
Существуют легенды о том, что идея создания правой и левой обуви по разным чертежам возникла благодаря древнегреческим куртизанкам. Они использовали свои сандали как своеобразную форму рекламы, и сапожники помогали им в этом, выбивая на подошве гвоздями фразу «Следуй за мной». Когда куртизанки шли, оставался говорящий след на земле. Однако, в производстве обуви эта идея не стала прорывом до середины 19 века, и правую и левую туфлю или сапог продолжали делать по одному и тому же чертежу.
На Руси распространены были лапти - обувь из льна или других материалов. Зимой лапти утепляли соломой. Также были популярны туфли из одного куска кожи, крепившиеся ремнем сверху. В XVI веке «жесткая» обувь редко украшалась, только разноцветными нитками. Предпочтительными цветами были черные или красные сапоги, как указывают записи иностранных посетителей и послов. У русских мастеров было своеобразное искусство получения черной кожи - они использовали соль, окислы железа или деготь для обработки своих изделий со времен шестнадцатого века. Красная кожа с соответствующим окрасом была самой высококачественной, известной как юфть, и иногда использовалась для изготовления красных сапог.
Для достижения оптимального комфорта, обувь рекомендовалось просто разносить на определённой ноге. Это подобно ситуации с русскими валенками, которые изначально неотличимы по форме - неясно, какая из них левая, а какая правая. Однако, после носки их форма принимает индивидуальные особенности и они становятся различимыми. Эти обувные изделия были известны как «стриты» из-за прямой колодки, на основе которой они создавались.
Может возникнуть вопрос, как же такой некомфортный способ ношения обуви существовал столько времени. Однако, это было удобно для изготовителей обуви. Производство становилось значительно проще, так как не требовалось учитывать отличия в форме правой и левой стопы. Быстрота и экономия средств были важными факторами при создании обуви.
Однако, с течением времени люди все чаще задавались вопросом о возможности улучшения комфорта при ношении обуви. Оказалось, что использование одинаковых ботинок на правой и левой ноге не всегда приносит удобство, т.к. стопы имеют различную форму и особенности.
В средневековой Европе были пулены - некий вид обуви, пользующийся популярностью в прошлом. Пулены были мягкими, кожаными ботинками без твердой подошвы и каблуков. Именно из-за этого часто ломались и изнашивались. Из-за отсутствия этих деталей, пулены часто ломались и изнашивались. Название этой обуви происходит из французского языка, poulaine, souliers a la poulaine, что означает туфли в польском стиле с длинным носком. Во время походов и длительных перемещений обувь приходилось постоянно ремонтировать. Для продления срока службы обуви использовались специальные накладки из дерева или кожи, называемые патенами. Патены были дополнительной подошвой, которая предотвращала быстрый износ обуви. Кожаные патены использовались для походов и дальних перемещений, а деревянные - для передвижения по городу и городской местности.
Приблизительно в семнадцатом веке сапожники начали создавать для женщин более изысканные туфли из бархата и парчи, декорированные камнями, бисером и лентами. Считается, что подобная обувь была более удобной, чем грубые кожаные ботинки.
В период с четырнадцатого по семнадцатый века в Европе пользовалась популярностью женская обувь с высокой подошвой, известная как «чопины», «цокколи», «пьянелле». Говорят, она была изобретена в Венеции и вдохновлена подобными моделями из Средней Азии. Платформы делались из пробки или дерева и могли иметь высоту до 50 см. Такие туфли позволяли подчеркнуть статус и избежать загрязнения платья и ног в городской грязи. Их носили дворянки, которым передвигаться на них помогали служанки, либо трость.
Концепция правых и левых башмаков была введена в основной обиход только во второй половине 19 века, что значительно улучшило комфорт и посадку башмаков на ноге. Производство обуви в Европе сделало большой прогресс. Каждый башмак стал уникальным, соответствовал форме и особенностям стопы. Это позволяло сделать носку обуви более комфортной. В это время началось разделение подошвы и колодок на правые и левые. Теперь когда изготавливали обувь учитывались рельеф и структурные особенности стопы.
Сначала была изобретена швейная машина, которая позволила начать шить обувь на ней. Затем был разработан метод, который позволял производить до 700 пар обуви ежедневно. Таким образом, постепенно было налажено массовое производство обуви.
С появлением новых технологий и развитием обувной индустрии в 19 веке производители стали искать способы улучшения комфорта обуви. Постепенно, начали появляться обувные изделия с учетом отличий между левой и правой ногой. Башмаки стали специально формироваться под каждую ногу, учитывая их особенности.
Сегодня нам уже трудно представить себе носить обувь без разделения на правый и левый башмаки, так как это стало обычным и естественным. Изменение в производстве обуви привнесло комфорт и улучшило нашу повседневную жизнь.
Источник: https://novate.ru/blogs/021123/67857/