Так уж сложилось, что феномен культа архитектора был односторонним движением – Запад экспортировал свой гений в развивающиеся города, стремящиеся утвердиться в качестве мест, которые нельзя было бы пропустить, о которых непременно должны заговорить и стремиться их увидеть собственными глазами. И неважно будет это музей, оперный театр, башня бизнес-центра или небоскреб, власти/владельцы крупных компаний, чтобы придать авторитет городу, который еще десять лет назад едва ли существовал, приглашают именитых архитекторов, известные студии из западных стран. Но так было до тех пор, пока на горизонте не появились Кисё Курокава, Кензо Танге, а теперь еще и Ма Янсун, который первый из китайских архитекторов, начал обратное движение.
Справка: Ма Янсун (Ma Yansong; 1975 г.) — известный китайский архитектор, который успел прославиться не только у себя на родине, его работы и проекты стали узнаваемы во многих странах мира. Окончив Пекинский университет гражданского строительства и архитектуры, со временем он получил еще и степень магистра в Йельском университете, где на факультете архитектуры он учился у Захи Хадид, что не могло не сказаться на его пристрастиях к футуристическим формам, аморфным зданиям с функциональными крышами и тяготению к параметрическому проектированию. На данный момент его проекты как самостоятельные, так и коллективные (в 2004 году создал архбюро MAD Architects) более 10 раз были отмечены на знаковых международных конкурсах и Премиях, что само по себе является большим прорывом и придает им весомость.
Еще одной важной чертой творчества Ма является специфическая китайская культурная сущность его проектов, основанная на слиянии природы с человеческим обществом. Но вместо того, чтобы просто воссоздать или слегка осовременить традиционные формы, он стремится использовать элементы, в которых одновременно угадываются и классическая китайская эстетика, и инновационные элементы. Ему удалось расширить представления о таком жанре как шань-шуй, предусматривающем создание традиционных пейзажных композиций, в которых непременно используется изображение гор, водопадов и любых других водных объектов (чаще они стилизованы).
Именно включение природы в структуру здания, а не декоративный образ архитектурного объекта (каким бы он ни был) делает работы Ма Янсуня и его бюро поистине уникальными. И это неудивительно, ведь главной идеей всего его творчества является принцип: «Архитектура и природа — единое целое, которое невозможно разделить». Однако, несмотря на все возвышенные идеи, он не забывает об удобстве для людей, стараясь достичь «очень высокого качества жилой среды», а не только захватывающей эстетики и устойчивости. Все проекты MAD Architects нацелены на человека, и не важно будет это культурный, деловой, развлекательный центр или жилой комплекс, для строительства предусматривается использование высококачественных строительных материалов, инноваций и высоких технологий, которые в свою очередь не дают наносить вред окружающей среде и интегрированным в здание растениям.
Ма Янсун сразу же вышел за рамки создания «зеленых» крыш на относительно обычных зданиях, которыми изобилуют проекты архитекторов. Если Ма и его студия берутся за работу, то следует ожидать грандиозные комплексы, в которых растительность, если и не является одним из главных аспектов общего дизайна, то природные формы и стилизованные элементы гор, рек, сугробов и т. д., обязательно присутствуют.
Чтобы в этом убедиться, редакция Novate.ru предлагает взглянуть на лучшие проекты бюро, сделавшего себе имя на разработке и строительстве зданий будущего, к которому стоит стремиться, чтобы сохранить самобытность городов, да и саму планету, ведь живые растения являются не просто украшением.
• Башни Абсолют в градостроительном проекте «Абсолютный мир» (Миссиссога, Канада)
Первый международный успех пришел к Ма Янсуну в 2005 году, когда власти города Миссиссога (провинция Онтарио) задумали строительство многоцелевого комплекса, состоящего из 5 башен. Конкурс на лучший дизайн жилой башни выиграл проект его извилистой, «пышногрудой» красавицы-башни с поворотом оси на 209 градусов. Когда первая высотка была построена (170 метров; 56 этажей; 433 квартиры), квартиры имели ошеломительный успех, что подтолкнуло заказчика на строительство похожей структуры. Чтобы композиция получилась гармоничной, вторая башня имеет высоту 150 метров (50 этажей; 428 квартир) и закручивается зеркально, только ширина «талии» у каждой из них разная.
Стоит отметить, что дизайн ни одного этажа, коридоров, лестничных пролетов, квартир и балконов, ни в одной башне не повторился, что сделало каждое пространство уникальным и очень популярным среди покупателей недвижимости. За столь неординарное решение проект «Абсолютный мир» получил награды от Совета по высотным зданиям и городской среде обитания, ArchDaily, Designboom, Domus, Icon и др.
• Небоскреб «Городской лес» в Чунцине
В Чунцине, крупном городе Китая, на родине основателя MAD Architects, планируется строительство небоскреба, который должен стать образцом для дальнейшего расширения. Победу в конкурсе одержал проект Urban Forest, который подтверждает подход MAD к проектированию, заключающийся в гармоничном соединении архитектуры с природой. Структура здания, напоминающая многоярусную горную местность с благоухающей долиной, создается последовательными консолями изогнутых плит пола каждого из этажей. При этом увидеть за роскошной зеленью конструкцию самого здания и жильцов квартир, даже несмотря на сплошное фасадное остекление, вряд ли удастся. Причудливо изогнутые кромки балконов и террас отступают настолько далеко, что на них можно высадить не только сад, бассейны с зонами отдыха также прекрасно помещаются.
• Жилая башня One River North в Денвере (штат Колорадо, США)
В Соединенных Штатах началось строительство уникальной жилой башни, равной которой пока еще не было на планете. С присущим размахом и смелостью Ма Янсуна здание поражает масштабным «разломом» (отсюда и название – «Ландшафтный раскол»), который станет украшением всего проекта, а владельцы элитных квартир получат прекрасную возможность максимально приблизиться к природе. 10 этажей из 16 будут украшать пышные сады, виднеющиеся сквозь «разорванный» фасад. Эти зоны обустроены на ландшафтных балконах, где также предусмотрены бассейны и лаундж-зоны. Нижние этажи, где планируется размещение общих зон пользования, тренажерного зала, кафетерия будут иметь просторные террасы, и пусть из них вид будет не таким обширным, без роскошной зелени они не останутся.
• Харбинский оперный театр (Китай)
Здание Большого оперного театра в Харбине стало главной архитектурной изюминкой «Города музыки», где ежегодно проходит популярный Харбинский летний музыкальный фестиваль. Белоснежный, «расплывшийся» объект, предусматривающий успокаивающую эстетику, ярко подчеркивает природное начало всего, чего смогло достичь человечество. Органичные формы невысокого здания повторяют очертания сугробов с озерками воды, чтобы подчеркнуть важность гармоничного взаимодействия архитектуры, человека и природного окружения (в данном случае, водно-болотных угодий).
• Общественный центр Цзясин в Центральным парке (Цзясин, Китай)
Бюро MAD Architects участвовало и в конкурсе на лучший дизайн Общественного центра Цзясин (Jiaxing Civic Center), предоставив проект, предусматривающий строительство художественного объекта, в котором согласовываются и городской масштаб, и живописное окружение Центрального парка. Используя обтекаемые, природные формы, удалось сформировать более открытое пространство, где архитектурные элементы и ландшафт, сливаясь воедино, образуют идеальное пространство для отдыха и общения большой массы людей.
Источник: https://novate.ru/blogs/021123/67873/