Замечательная игра «Садовник» помогала развивать: память, внимание, смелость и готовность ребенка нести ответственность за свои поступки. Смысл игры состоял в следующем: игроки выбирали себе имена, которые совпадали с названиями цветов, и сообщали их «садовнику», то есть водящему, а также остальным участникам. Садовник начинал произносить считалку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И далее он должен был назвать «имя» выбранного игрока. Участнику следовало откликнуться. При этом нельзя было путать названия цветов. Выбранный водящим отдавал фант (это могла быть любая вещь). В финале все фанты разыгрывались. Водящий поворачивался к участникам спиной, в это время кто-то доставал фант и спрашивал: «Что нужно делать этому цветку?» «Садовнику» следовало назначить задание, которое могло быть как очень простым (попрыгать на одной ножке), так и достаточно сложным (прочесть стихотворение, спеть песню). После отработки задания игрок мог забрать свой фант обратно.
Еще одна игра, которая развивала мышление и ловкость, называлась «Я знаю пять имен». Как играли: один из игроков брал мяч в руки и со словами: «Я знаю одно имя девочки», стукал мячиком об пол, одновременно называя женское имя. После этого фраза повторялась, но речь шла уже о мужском имени, потом про животное, потом про цветок, про город, про марку автомобиля, про название лимонада и так далее — вариаций очень много. После того, как все запланированные варианты заканчивались, следовало начать сначала, только теперь уже надо было назвать по два варианта (имени, цветка, города и т.п.). Закончился круг — идет переход на три варианта, потом на четыре и так, пока участнику не собьется, не пропустит название или не уронит мяч. Тогда ход следовало передать следующему игроку. Победителем считался тот, кто смог не ошибиться, дойдя до цифры десять.
Была игра, которая прекрасно развивала реакцию, чувство юмора и способность концентрироваться. Называлась она «Съедобное и несъедобное». Как играли: игрокам нужно было сесть или встать в ряд. Выбранный водящий кидал мячик одному участнику и в тот же момент называл любой предмет. Тот, к кому летел мяч, должен был среагировать и поймать мячик, если названный предмет был съедобным.
Если же водящий предлагал что-то типа «камень», «мыло», «носок», то надо было отбить мяч. Водящий же старался как следует запутать игрока. Это делалось путем внедрения в цепочку «съедобных» того, что есть ни в коем случае нельзя. Например, стул. Делать это старались неожиданно, чтобы игрок наверняка ошибся и «съел» то, что в обычной жизни не едят ни при каких обстоятельствах. Тогда проигравший переходит в ранг водящего. Азарт подогревался скоростью бросков и смешными промахами игроков, которые пытались откусить немного железа или проглотить колесо.
Замечательная игра, которая развивала ловкость, физические навыки и дополнительно знание цифр (это относится к совсем маленьким участникам). Играли так: на асфальте рисовали клетки, в каждой из которых была цифра — от 1 до 10. Затем надо было прыгать на одной ноге, одновременно толкая «биту» (использовали жестяную баночку из-под гуталина или же вазелина) так, чтобы она перелетала из квадрата в квадрат. Важно было не попасть битой на черту, а также запрещалось наступить на черточку ногой. Нужно было пройти весь путь, от единицы до десятки. «Классики» обладали мега-популярностью. Все дворы были исчирканы мелом и цифрами, и в каждом была своя королева классиков.
Кроме классиков среди девочек пользовалась популярностью игра в резиночку. Нужна была бельевая резинка, скрепленная в виде замкнутого контура. Две участницы надевали ее на ноги и растягивая так, чтобы резинки были параллельны. А третья должна была прыгать, выполняя упражнения по порядку, от простого к сложному. Существовали «этажи»: первый на самом низком уровне, второй выше и так далее. Также резинка могла иметь разную ширину растяжки, от «широток» до «иголочек». Требовалась аккуратность: нельзя было цепляться за резинку, наступать на нее, если это не предусмотрено уровнем, путаться в движениях.
Интересная игра с романтическим названием «Море волнуется» очень нравилась и мальчикам, и девочкам. Ведущий должен был отвернуться и произнести считалку:
«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три — морская фигура на месте замри!» Во время счета игроки могли делать что угодно — прыгать, кривляться, махать руками и так далее. Но когда ведущий поворачивался, следовало замереть, изображая какую-то фигуру. Водящий подходил к участнику, трогал его за плечо и велел «отмереть». Тогда игрок начинал в действии изображать то что он задумал, а водящий старался отгадать, что же это такое. Был и другой вариант: замереть должна была не «морская» фигура, а та, которую укажет водящий. Например, «человек, который едет на большой скорости на лыжах с горки». Выигрывал тот участник, который наиболее интересно и красочно показывал задание. «Море» прекрасно развивало творческие способности, учило артистичности, спонтанности.