Скандал вокруг фотографии под названием Pseudomnesia: The Electrician стал одним из самых громких культурных событий этой весны. За эту работу ее автору, фотохудожнику из Германии Борису Эльдагсену, был вручен главный приз конкурса Sony World Photography Awards. Конкуренция была нешуточной – всего в состязании участвовали более 400 тысяч снимков, представленных участниками из трех десятков стран.
На черно-белом фото изображены две женщины, принадлежащие к разным поколениям. Та, что старше, придерживает за плечи младшую, стоя у той за спиной и задумчиво глядя перед собой. Снимок производит впечатление давнего, с явными следами прошедших десятилетий, а прически, внешний вид женщин отсылают к временам чуть ли не столетней давности. Но не в одной лишь удачной стилизации причина успеха фотографии.
С ней «что-то не так», и на уровне подсознания зритель сразу это почувствует. Но дело не в выражениях лиц, не в языке тела, не в тайне, связывающей персонажей истории, что запечатлена на фото. Истории вообще нет – есть лишь продукт деятельности искусственного интеллекта. При более детальном рассмотрении снимка это заметно по характерным чертам, например, странным пальцам – проблемной теме для генераторов изображений.
Борис Эльдагсен родился в 1970 году, он изучал не только искусство и фотографию, но и серьезно занимался философией, исследовал темы, касающиеся взаимодействия с подсознанием. Документирование окружающей действительности с помощью фотокамеры ему не интересно, другое дело – путешествие «вовнутрь», в психологию. Использование возможностей искусственного интеллекта, по его мнению, может помочь в таких исследованиях.
Эра быстрого развития искусственного интеллекта принесет, как ожидается, серьезные перемены в самых разных сферах человеческой жизни. Вероятнее всего, некоторые профессии уйдут в прошлое, вытесненные куда более широкими возможностями искусственного разума, и фотографы, по мнению Эльдагсена, тоже могут оказаться не нужны. Если любое изображение можно будет сгенерировать за несколько секунд, в чем тогда будет состоять преимущество человека с фотоаппаратом?
Вопросы о том, какое место занимает искусственный интеллект в мире художников и представителей творческих профессий, по мнению немецкого фотохудожника, следует задавать уже сейчас. Потому он и принял участие в конкурсе – намеренно привлекая к работе генератор изображений, создавая одну за другой множество странных, причудливых, часто зловещих и даже отталкивающих фотографий. Всего он создал около трехсот изображений, используя разные формулировки заданий для программы, формулировки в том числе и нелогичные, запутанные, даже с ошибками: Эльдагсен тестировал искусственный интеллект.
О том, что фотография Эльдагсена в действительности является результатом деятельности искусственного интеллекта, организаторы конкурса знали и до вынесения решения о присуждении первого места. Правилам это не противоречило, приветствовалось эксперименты, использование разных подходов и технологий к созданию фотоизображений. Что делать, если лучшее фото оказалось результатом «творчества» искусственного интеллекта, или же в лучшем случае – результатом его совместной с человеком работы, – было непонятно.
Эльдагсен сам инициировал обсуждение судьбы приза, но получал неопределенную реакцию организаторов. Поэтому им и было принято решение отказаться от звания победителя и тем самым привлечь внимание к проблеме: ведь назад дороги уже нет, и в 2024 году доля произведений, созданных не человеком, а программой, будет уже значительно выше. Не пришла ли пора объявить для таких «искусственных» фотоизображений отдельный конкурс? Или оговорить пределы, до которых допускается участие искусственного интеллекта в совместном с человеком творческом процессе?
В своих интервью Борис Эльдагсен говорит о том, что нас ожидают серьезные перемены в области фотографии: настоящая фотожурналистика, по его словам, погибнет, больше того, мир «утонет в цунами альтернативных фактов» – речь о том, что больше не будет объективных препятствий для создания любых поддельных снимков. Фотография станет формой живописи, потеряв в качестве одной из своих важнейших функций документирование окружающей действительности. С другой стороны, сможет ли искусственный интеллект научиться обращаться к эмоциям зрителей или случай с фотографией Pseudomnesia: The Electrician является скорее исключением?
Рупор будет свободен через:
54 мин. 11 сек.