Яблоня Сиверса (Malus sieversii), которая растет в предгорьях Джунгарского Алатау, вид, упоминаемый учеными уже не первое столетие. Данные о возрасте этого вида в разных источниках разнятся, но, по крайней мере, известно, что до нашей эры эти плодовые деревья здесь точно росли. Археологи даже допускают вероятность того, что эти яблони существовали на территории современного Казахстана ещё в эпоху динозавров, а значит, ими наверняка лакомились доисторические травоядные монстры. Первое же официальное описание яблоне Сиверса дали в 1793 году. Его сделал учёный из Петербургской Императорской академии наук, ботаник Иоганн Сиверс, в честь которого и был назван вид.
Гипотезу о том, что именно дикие яблоки Казхахстана – предки всех культурных сортов на Земле, ранее выдвигали самые разные исследователи, в том числе и казахские, а в 2002 году профессор Барри Джунипер, учёный-генетик из Оксфордского университета, это доказал с помощью ДНК. Его выводы были подтверждены результатами молекулярно-генетических исследований фрагментов яблок, собранных в диких лесах Казахстана. К таким же выводам о происхождении яблок пришла и исследователь из Франции Катрин Бэкс.
Яблоня Сиверса имеет для ученых не только историческое значение, но и биологическое. Дело в том, что структура ДНК у этого вида необычайно крепкая и несет гены устойчивости ко многим болезням, а также к критическим для растений температурным показателям, при которых обычные плодовые деревья, как правило, погибают. Яблоня Сиверса выдерживает и сильные морозы, и продолжительный изнуряющий зной.
Такая устойчивость связана с тем, что эти яблони росли в разных частях ущелий на разных высотах, а значит, среди них были экземпляры, которые привыкли к разным условиям, кроме того, температурные перепады в Казахстане, как известно, рекордные.
Кстати, способность этих яблонь выдерживать морозы и зной и их живучесть описывал ещё Иоганн Сиверс. Он также обращал внимание на невероятно крепкие и длинные корни этих яблонь, уходящие в почву на большую глубину.
Профессор Барри Джунипер отмечает, что яблоки как плоды развивались в своей природной обители, Тянь-Шаньских горах, в течение миллионов лет, именно не искусственным путем, а естественным. По мере приручения людьми лошадей (а это, как известно ученым, впервые произошло также в Казахстане), семена этих плодов начали путешествовать по всему миру.
Маршрут перемещения торговцев, невольно разносящих с помощью лошадей заветные семена, также известен: через эти края пролегал Великий Шелковый путь. Активное распространение яблок происходило и в периоды завоевательных походов, благодаря чему семена плодов попали в Европу.
Кстати, помимо лошадей, семена могли переносить и медведи, которые также лакомились дикими яблоками.
А еще, как считают ученые, дикая яблоня могла распространяться за пределы ущелья не только с помощью семян, но и через почву – она научилась почковаться от корней, которые у яблонь, как известно, могут уходить от ствола на многие метры в сторону.
Увы, несмотря на то, что яблоки Сиверса пережили динозавров, устоять перед человеком им очень сложно. По данным казахстанских экологов, за последние два века обширные леса предгорий по площади сократились в несколько раз. Существование яблони Сиверса оказалось под угрозой, и в конце прошлого века международные эксперты, среди которых было немало именитых ученых, признававшие значимость прародительницы яблок как ценнейшего биоматериала, забили тревогу. Вскоре появился Международный фонд сохранения яблони Сиверса.
Студенты Каспийского университета (Caspian University) взяли над деревьями шефство. Они чипировали яблони Сиверса, которые растут в одном из ущелий̆ Заилийского Алатау, для того, чтобы проводить регулярные наблюдения за уникальными деревьями. Если состояние какой-либо из яблонь ухудшится, эту информацию студенты сразу получат и смогут оперативно помочь дереву, устранив причину.
Хотя, учитывая возраст яблони Сиверса, Джунгарский Алатау (казахстанский Тянь-Шань) можно в каком-то смысле назвать Эдемом, все-таки местные яблоки не стоит ассоциировать с библейским сюжетом. Ведь испокон веков у тюркских народов, к которым принадлежат и казахи, яблоне и её плодам уделялось особое, очень почетное место. И если в христианстве этот плод символизировал грехопадение Евы, то у тюрков, наоборот, ассоциировался с целомудрием.
Молодоженам дарили яблоки с пожеланием иметь много детей, а еще на свадьбе была традиция преподносить молодым две половинки одного яблока как символ их единения. Каждый должен был съесть свою половинку полностью, не оставив ни кусочка, причем сделать это жениху и невесте следовало одновременно.
Если беременность женщины выпадала на весну, ей советовали подержаться за ветку цветущей яблони – мол, это будет сулить легкие роды и рождение здорового малыша. А перед самыми родами будущей маме клали яблоко под подушку.
Рубить же плодоносящее дерево считалось большим кощунством, ведь отношение у нему испокон веков было очень почтительным.
Текст: Анна Белова