Зарегистрировано — 123 436Зрителей: 66 521
Авторов: 56 915
On-line — 12 250Зрителей: 2394
Авторов: 9856
Загружено работ — 2 123 305
«Неизвестный Гений»
Новости
Кто такие норманы, которые захватили и навсегда изменили Англию
Нормандское завоевание было чем-то большим, чем просто военным предприятием. После того, как норманны завоевали Англию, они наложили свой отпечаток на новое королевство и навсегда кардинально изменили английское общество, внедрив свой язык и страсть к искусству и культуре в саму суть английской истории, тем самым сделав из англичан могущественную нацию, которая однажды будет контролировать самую большую империю в мире.
Нормандское завоевание после Гастингса
Победа при Гастингсе не означала немедленной передачи власти. Нормандское завоевание всё ещё нуждалось в консолидации, а мятежники - в усмирении. Англосаксонские лорды продолжали сражаться до 1071 года. В это время у Вильгельма Завоевателя было по горло забот. Ему пришлось отразить две попытки вторжения сыновей Гарольда из Ирландии и подавить три восстания в Йорке. Тем временем его границы с Уэльсом и Шотландией находились под постоянной угрозой.
В то время как многие англосаксы бежали в Норвегию, для большинства англосаксов жизнь на самом деле мало изменилась. Тысячи нормандских крестьян не пересекали Ла-Манш, чтобы переселиться, и поэтому для англосаксов, которые обрабатывали землю (а их было большинство), не было необходимости переезжать. Не было также никакого особого чувства национальной самобытности, которое следовало бы защищать. Для среднестатистического англосакса нормандское завоевание вокруг них было не чем иным, как сменой одной правящей элиты другой. Во времена средневековья общей тенденцией было то, что люди чувствовали лояльность к своему местному сообществу. Люди из других городов воспринимались как иностранцы в такой же степени, как и жители других королевств. Для среднестатистического англосакса норманны были просто иностранцами, говорившими по-французски. Их ненавидели за то, что они были норманнами, не больше, чем любого другого иностранца.
Что действительно вызвало определённый уровень недовольства, так это несколько новых законов. Наказанием за убийство норманна было бы сожжение дотла ближайшей деревни. Это вызвало определенную вражду между англосаксами и их нормандскими сюзеренами.
С одной стороны, враждебность выросла из нормандского правления, а не была первоначальным чувством лояльности к своей национальности. С другой стороны, враждебность можно было бы рассматривать просто как общее недоверие между высшими и низшими классами. Новый закон Уильяма об отмене прав на охоту в лесах также не улучшил ситуацию. И что, безусловно, усугубило ситуацию, так это ожесточенная кампания на севере.
В 1069 и 1070 годах последний англосаксонский претендент на трон, Эдгар Этелинг, укрепился на севере Англии, сплотив вокруг себя англосаксонских и датских лордов. Реакция норманнов была жестокой. Заплатив датчанам за то, чтобы они ушли, норманны разгромили англосаксонских лордов, устроив массовые убийства и сжигая посевы в ходе кампании, известной как «Преследование Севера». Некоторые историки сегодня предполагают, что произошедшее было геноцидом. Норманны не пытались уничтожить англосаксонскую культуру, а скорее пресечь инакомыслие. Нормандские лорды поощряли повторное заселение пострадавших районов и позволили процветать англо-скандинавской культуре, что сегодня проявляется в названиях мест и региональных акцентах. Однако норманны были находкой для порабощённых людей в англосаксонской Англии. До нормандского завоевания около двадцати процентов населения было обращено в рабство. Норманны отменили эту практику.
Для англосаксонской знати время их господства закончилось. До нормандского завоевания здесь насчитывалось около 4000 англосаксонских землевладельцев. Через двадцать лет после нормандского завоевания практически все перешло в руки норманнов. Только у двух англосаксонских землевладельцев осталось достаточно власти, чтобы оказывать какое-либо влияние. Многие из их сородичей – воинов, дворян и рыцарей – бежали в Скандинавию и оказались на Ближнем Востоке, служа в Варяжской гвардии.
Нормандская бюрократическая система
Первое, что сделали норманны после завоевания Англии — это изменили порядок управления страной. Новая, упорядоченная система должна была заменить относительно децентрализованную и неконтролируемую систему, которая существовала ранее. Тем не менее некоторые аспекты англосаксонского управления были сохранены. Система шерифов была сохранена для контроля над графствами, на которые была разделена Англия. Шерифы, которых заменили норманнами, были подотчётны королю и, как таковые, обеспечивали хорошую защиту от дворян, которые хотели злоупотребить своей властью.
Церковь также претерпела масштабных изменений, заменив епископов и архиепископов норманнами. Штаб-квартиры епархий также были перенесены в более городские районы, что дало новому королю больше административного и военного контроля над Церковью. Епископы выиграли от этого шага, поскольку в итоге оказались гораздо ближе к городскому населению. Одним из важных факторов, упростивших управление после нормандского завоевания, стало проведение переписи населения, известной как «Книга страшного суда».
Книга Страшного суда
Нормандское завоевание означало, что королю Вильгельму теперь приходилось править обществом, совершенно отличным от герцогства Нормандия. С 1086 по 1087 год монарх приказал провести перепись населения по всему королевству. Результаты были собраны в так называемую «Книгу страшного суда», которая представляет собой наиболее полный обзор любого средневекового королевства за всю историю. Сегодня «Книга страшного суда» является бесценным справочником для историков, поскольку в ней чётко отмечается смена формы землевладения в Англии и приводятся демографические статистические данные, такие как тот факт, что девяносто процентов населения было сельским, а семьдесят пять процентов населения были крепостными.
Исследование также показывает, как феодализм получил дальнейшее развитие в результате политики короля Вильгельма. При феодальном строе получила дальнейшее развитие манориальная система, которая берет свое начало во времена англосаксов. Система делила королевство на минимально возможную единицу земли – «поместье», которой было достаточно, чтобы прокормить одну семью. Каждый лорд мог иметь под своим управлением сотни манориальных единиц.
Замки и архитектура
Норманны были заядлыми строителями, и за десятилетия, последовавшие за восшествием на престол Вильгельма, по всей Англии было построено много сотен замков. Многие из них были просто замками, спроектированными для укрепления власти во время нормандского завоевания, но позже эти сооружения были облагорожены камнем и придали эстетику, в которой сразу узнается нормандская архитектура. Другие были каменными замками с самого начала их строительства.
Норманны рассматривали эти здания не просто как оборонительные сооружения, как это было у англосаксов, а как операционные базы, с помощью которых можно было контролировать целые регионы. В них часто размещалась кавалерия, которую можно было быстро развернуть там, где это было необходимо.
Однако замки Мотт и Бейли вскоре впали в немилость. Их деревянная конструкция была подвержена гниению и возгоранию. Но в течение первых нескольких десятилетий нормандского правления они выполняли свою работу. На смену им пришли огромные каменные замки и крепости, поскольку нормандское правление положило начало новой эре усердного строительства замков, длившейся веками. В дополнение к строительству замков значительно возросло и церковное строительство, поскольку норманны стремились заключить мир с Богом и приблизить религию к массам.
Язык и культура после Нормандского завоевания
Одним из самых больших изменений, произошедших в Англии после нормандского завоевания, стала смена языка. Англосаксонский язык, часто называемый древнеанглийским, был германским языком, в то время как норманны говорили на диалекте французского, который является романским языком. Хотя норманны были выходцами из Дании и Норвегии, они переняли и интегрировали французскую культуру после того, как поселились в Нормандии.
В то время как новые дворяне говорили по-французски, их подданные говорили по-английски. Сегодня это отражено в английской культуре, поскольку французский считается языком культуры. Французские фразы разбросаны по всей английской речи, чтобы говорящий казался более образованным.
Однако самым большим лингвистическим достижением стало добавление тысяч французских слов в английский лексикон. Несмотря на то, что это трудно определить, подсчитано, что от 40% до 50% английских слов, используемых сегодня, имеют свои корни во французском языке. В академических кругах всё чаще используются слова с французскими корнями, что показывает важность, которую английская культура придавала тому, как они относились к французскому языку в отличие от староанглийского.
Примером культурного разрыва, о котором свидетельствует язык, является разделение на животных и мясные продукты. Сегодня сельскохозяйственных животных называют по их англосаксонским корням (корова, овца, свинья), но когда эти животные попадают на тарелку, готовые к употреблению, как это было бы у нормандской элиты, используются слова французского происхождения - говядина, баранина и свинина, от французские boeuf, mouton и porc - это французские слова, обозначающие животных, а также мясо, которое из них получают. Нет никаких сомнений в том, что нормандское завоевание оказало огромное влияние на Англию и английское общество, как норманны изменили Англию, так и Англия изменила норманнов.
Культурная пропасть быстро стиралась по мере того, как норманны вступали в брак с англосаксами и заводили детей. Английский язык постепенно вытеснял французский как язык знати и администрации. К 1362 году в парламенте говорили по-английски. Норманны были динамичной группой людей. Для кого-то они были жестокими головорезами, но их наследие — это нечто большее, чем простое завоевание. Они восстановили Англию и превратили её в могущественную нацию, которая однажды будет контролировать самую большую империю в истории.