Зарегистрировано — 123 437Зрителей: 66 522
Авторов: 56 915
On-line — 12 249Зрителей: 2395
Авторов: 9854
Загружено работ — 2 123 308
«Неизвестный Гений»
Новости
Как изображали Первомай художники СССР: Красные флаги над Невой, демонстрации и Ленин
Сегодня «первомай» воспринимается как дополнительный выходной, когда можно выспаться, провести время на природе, пообщаться с друзьями или наконец-то заняться давно отложенными делами (впрочем, тогда никакой это не выходной). Для немалого числа россиян это и вовсе день рабочий (в конце концов, что делать в День Труда? трудиться!). Однако у многих еще сохранились воспоминания о первомайских демонстрациях. А в нашей подборке – самые яркие отражения шествий с флагами в работах советских художников.
Диего Ривера, «Праздник Первого мая в Москве»
Диего Риверу теперь помнят скорее как непутевую любовь всей жизни выдающейся мексиканской художницы Фриды Кало. Однако и сам он был широко известным художником-монументалистом, прославившимся мощными по цвету и содержанию муралами. Ривера принимал в Мексике советских культурных деятелей – в частности, теплые воспоминания о нем оставил Владимир Маяковский. В 1927 году в составе официальной делегации он отправился в Москву для празднования 10-й годовщины Октябрьской революции. И… задержался на полгода. Немного выучил русский язык, перемешивал родную речь с иностранной. Он был влюблен в пестроту массовых парадов на Красной площади, присутствовал на них с блокнотом, не пропускал чутким взором художника ни единой детали. Сорок пять акварелей, множество эскизов и зарисовок должны были стать основанием монументальной росписи где-нибудь в послереволюционной России. Впрочем, не сложилось. Ривера активно включился в общественную дискуссию об искусстве, молодежь с восторгом встречала его идеи, а вот старшее поколение художников клеймило за желание вернуться «к иконам». Тяжело он встретил и новости о том, что многие его друзья, русские и советские модернисты, теряют возможность работать. Омрачало восторги художника и то, что политический курс в стране менялся буквально на его глазах, затрагивая и вопросы искусства, а вожделенной работы он не получил, поэтому в 1928 году покинул Москву с тяжелым сердцем (и обвинениями в симпатии к Троцкому). Его работы, посвященные советским парадам – это история любви и разочарования.
Б.М.Кустодиев, «Первомайская демонстрация у Путиловского завода»
Мрачное и тревожное настроение несет работа Кустодиева, но в ее черно-красной графике – сила, мощь и вера в перемены. Как известно, художник сначала с большим энтузиазмом воспринимал освободительное движение в стране. Эта картина датирована 1906 годом, когда революционные настроения только нарастали. Октябрьскую революцию Кустодиев также поддержал, но вскоре его надежды сменились разочарованием, и в письмах он сетовал на то, что стал привыкать «не только к трагическим, но и сверхтрагическим событиям».
Революционная живопись Исаака Бродского
Бродский был учеником Репина, тонким, лиричным пейзажистом, точным и бережным портретистом, но вошел в историю как автор многочисленных каноничных портретов В.И.Ленина. Писал он их часто по фотографиям, а во многих случаях и не сам – со временем на него трудилась целая художественная артель, а Бродский лишь ставил свою подпись. «Первомайская демонстрация на проспекте 25 октября» - огромное полотно, наполненное алыми флагами, фигурами людей и архитектурными деталями, кадрированное как фотография. Такое же грандиозное, но в то же время сухое, статичное впечатление производит еще одна узнаваемая картина Бродского - «В.И. Ленин на первомайской демонстрации».
А.А. Дейнека, «Стахановцы»
Дейнека всегда выбивался из ряда художников соцреализма – динамикой и монументальностью образов, утонченностью колорита, возвышенностью, чувственностью и силой. «Стахановцы» - это сохранившийся эскиз панно для для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. На первом плане шествуют шахтер Алексей Стаханов, летчик Валерий Чкалов и ткачиха Дуся Виноградова. А позади – здание Дворца Советов, увенчанное огромной фигурой Ленина, которое так никогда и не приобрело подобный облик.
П.Н.Старостин, «Первое мая»
Павел Старостин – художник из Татарстана, автор пейзажей и жанровых сцен, представитель социалистического реализма. Его взгляд на «первомай» - тот, к которому привыкли и мы, тот, который представлен нам в фильмах и открытках. Радостные люди, музыка, красные флаги и цветы – настроение по-настоящему народного праздника.
Б.Ф. Домашников, «Первомай в Москве»
Импрессионистское по технике полотно Бориса Домашникова написано в середине семидесятых. Сам он был уроженцем Ивановской области, почти всю жизнь прожил в Уфе (хотя много путешествовал) и известен в первую очередь как пейзажист, очарованный ритмом, колоритом, атмосферой любого уголка страны – хоть березовой рощи, хоть деревеньки, хоть горной гряды… В том же духе, что вибрирующие, живые, одухотворенные пейзажи пишет он и хрестоматийный облик первомайской Москвы, полной алых всполохов.
А.Н.Самохвалов, «Первомайское утро»
Самохвалов, конечно, любим зрителями за монументальные, величественные, почти античные женские образы. Его крановщицы и строительницы – родственницы древних богинь. Однако раннее утро, пронизанное солнечным светом, он пишет графично, почти абстрактно – свет, ритм зданий и алые пятна флагов. Люди, спешащие куда-то по улице – скоро здесь появится многотысячная демонстрация, но не сейчас, сейчас – минуты спокойного ожидания. Впрочем, не обошлось и без советской богини – ее фигура с приветственно поднятой рукой видна на балконе.
А.С.Бахарев, «Первое мая»
«Пейзажный» вариант первомайского утра мы видим и в работе ленинградского пейзажиста Александра Сергеевича Бахарева – алые флаги рдеют над Невой.
Открытки В.Д.Божко
Валентин Демьянович Божко – советский художник-график, иллюстратор. Участвовал в оформлении павильонов на ВДНХ, работал в Большом театре. Им создано немало акварелей, изображающих то самое идиллическое советское детство, о котором – даже выдуманном – тоскуют наши соотечественники. И, конечно, «первомай» во всех его ипостасях там есть – и подготовка к нему, и демонстрации, и ощущение праздника.
Текст: Софья Егорова.