В свое время, на создание особенных памятников, монументов и масштабных зданий в Советском Союзе, а затем в некоторых европейских странах социалистического лагеря были брошены все силы, ведь лидеры Страны советов всеми силами стремились показать превосходство социалистической модели общества над капиталистической. В этом процессе особую пропагандистскую роль отводили искусству и архитектуре, ведь не заметить гигантские памятники или архитектурные композиции на улицах обновленных городов было просто невозможно.
С зарождением первого в мире социалистического государства стали появляться направления в искусстве, соответствующие эпохе, ведь и в других странах кардинально менялись приоритеты, требующие соответствующих изменений в окружающем пространстве. В 1920-х особо популярным стал авангард — модернистское направление архитектуры и искусства, произведения которого стали значительной частью мирового архитектурного наследия. Но это было сотню лет назад, после распада СССР и соцблока Европы, во многих странах, да и регионах бывшего Союза стали разрушать все, что напоминало о коммунистическом режиме, не задумываясь о том, что многие объекты действительно являлись значимыми образцами разных течений модерна, входящих в сокровищницу мировой культуры. И хорошо, если о них просто позабыли, оставив огромные архитектурные комплексы или мемориалы на произвол судьбы. Хотя и этот исход не принес ничего доброго, ведь практически все сооружения были сделаны из бетона, который без реставрации и поддержания очень быстро теряет привлекательность, а то и целостность, да и вандалы вносят свою лепту в их уничтожение.
К счастью, в последние десятилетия власти многих стран, особенно в России, стали больше уделять внимание социалистическому архитектурному наследию. В странах бывшего соцлагеря дела обстоят гораздо хуже, озабочены разрушением памятников архитектуры, в основном общественные организации и энтузиасты. Хотя и им удается сделать немало. Чтобы обратить внимание мировой общественности, в Румынии, например, создали некоммерческую организацию Birou pentru Artă şi Cercetare Urbană (Бюро исследований искусства и урбанистики или B.A.C.U.), цель которой заключается в том, чтобы сохранить историческое наследие, включая памятники социалистического авангарда, для восстановления городского и культурного контекста.
Они разработали Программу «Социалистический модернизм», нацеленную на защиту архитектурного наследия и исследования в регионе бывшего Восточного блока. «Мы выступаем за защиту архитектуры социалистического модернизма, возведенной в период между 1955-1991 годами. Мы занимаемся защитой, мониторингом, исследованием и сохранением текущего состояния городов, включая здания, памятники, парки, площади, целые районы, зеленые зоны и т. д., появившиеся в этот промежуток истории. На первом этапе этого проекта мы сосредоточимся на анализе, исследовании, изучении, за которым последует второй этап, когда мы разработаем правила и займемся образованием местных властей и жителей этих охраняемых территорий посредством законодательной программы, касающейся архитектурной стилистики зданий и районов, возведенных в социалистическую эпоху», – говорят активисты B.A.C.U. о главных приоритетах Программы.
А пока неравнодушная общественность и власти некоторых стран разрабатывают мероприятия по сохранности памятников социалистического модернизма, авторы Novate.ru предлагают взглянуть на самые удивительные (порой и пугающие) шедевры.
Впечатляющий размахом монумент появился в Москве в ноябре 1964 г., в канун семилетней годовщины запуска советского искусственного спутника Земли, который стал первым шагом завоевания человеком космоса. Структура эффектного памятника, представляющего собой ракету, взлетающую ввысь и оставляющую позади себя серебристый шлейф, должна была вызывать чувство гордости и восхищения. Что, в принципе и произошло, ведь удивительный памятник, высотой 107 м (кстати, уступает в высоте лишь монументу Победы) с углом наклона в 77 градусов, сложно не заметить, тем более что он установлен на проспекте Мира в сквере у ВДНХ, поэтому его величественный «полет» можно заметить из любой точки Выставки.
Важно: К счастью, монумент «Покорителям космоса», отражающий «новый образ СССР как современной и прогрессивной страны, открывающий космос всему миру» был сохранен. В 2006-2008 г. была произведена масштабная реконструкция как самого памятника, так и прилегающей территории, так что устремляющийся ввысь образец советского искусства еще порадует нас и следующие поколения.
В парке Шуменское плато на Илчовом холме в болгарском городе Шумен к 1300-летию государства (Дунайской Болгарии) установили монумент. И если красочное мозаичное панно стало украшением композиции, то некоторые каменные скульптуры могут испугать даже взрослых. 18-метровый исполин, символично вонзающий свой меч в землю, тем самым обозначая появление на этой земле новой державы (изваяние хана Аспаруха), основавшего государство, окружающие его другие правители страны, о которых также не забыли (Тервел, Крум и Омуртаг) еще можно воспринимать как дань памяти, а вот каменный герой, спрятанный на одной из стен не дает расслабляться во время изучения надписей, выгравированных на постаменте и некоторых деталях самих скульптур.
Советского космонавта Юрия Гагарина – первого человека, покорившего космос, по крайне мере, лет 30-40 назад знало в лицо все прогрессивное человечество. А вот памятник, появившийся на одноименной площади в Москве, оказался просто символом дерзновения человечества, и не стоит искать сходства с человеком, который рискнул первым отправиться в космос. Памятник Юрию Гагарину, установленный только в июле 1980 года к проведению Олимпиады в Москве, спроектировали и воплотили в жизнь скульптор П. Бондаренко, архитекторы Я. Белопольский, Ф. Гажевский и конструктор А. Судаков, и сделали это в лучших традициях советского модернизма. Символичным в этом проекте стало все, начиная с фигуры главного героя, олицетворяющей ракету (и «титана новой эры»), вылетающую из подземной шахты и заканчивая материалом, из которого изготовлен монумент – титаном. Титан был выбран по той причине, что космические корабли строятся из него.
Примечательно: Памятник Юрию Гагарину все так же украшает Ленинский проспект. Его периодически моют и поддерживают в надлежащем виде, а также устраивают феерические шоу. Так, например, в 2010 году вечерние прохожие стали свидетелями невероятного представления. В один миг исчезла традиционная подсветка композиции, а затем на постаменте появились яркие числа и пошел отсчет: 10, 9, 8, 7 ... Когда исчез 0, из нижней части памятника вспыхнула струя пламени, и создалось впечатление, что «Гагарин» просто улетел в космос. Изумлению не было предела до тех пор, пока не включилась привычная подсветка, и памятник оказался на месте, а устроители захватывающего представления праздновали успешное завершение световой инсталляции.
Телефонный дворец, расположенный в историческом центре Клуж-Напоки Бухареста, является ярким напоминанием о социалистическом прошлом государства. Притягивающее внимание здание, возведенное в 1969 году, до сих пор могло бы служить украшением района, но тот факт, что строительство припало на период коммунистических идеалов, стал главным аргументом, почему его не стали ни поддерживать, ни охранять от уличных вандалов и художников. Хотя его структура, которую лучше назвать эклектической, ведь на фасаде собраны самые яркие элементы ар-деко, брутализма и конструктивизма, очаровывает «плиссированными» выступами разной формы и размера, величественной надстройкой, стилизованной под колонны античности, и наличием мраморного цоколя.
Необычное для времен процветания социализма здание было построено в Тбилиси, и предназначалось оно для размещения Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР. Его конструкция в последние годы стала вдохновением для тех архитекторов, для которых сохранность окружающей среды не пустой звук и высокие идеалы, а способ внести свой вклад в сохранение хотя бы той растительности, что находится на участке, выделенном под строительство. Именно этими идеями и руководствовался автор проекта Георгий Чахава. Он в то время был министром дорожного строительства и возглавлял проектную группу, на которую возложили задачи построить здание для профильного министерства (единичный случай в СССР).
Георгий Варламович специально выбрал крутой участок земли, чтобы показать, как грамотное проектирование может решить многие проблемы нехватка земли или ее непригодности для возведения масштабных объектов. При этом обрывистый ландшафт позволил продемонстрировать преимущества идеи «города-пространства», вокруг которого буйствует зелень (включая значительную территорию под ним) и бруталистского направления модерна.
По окончанию строительства самой большой плотины в Румынии и пятой по величине в Европе (1965-1971 гг.), воодушевленные граждане могли увидеть не только гигантское инженерное чудо – Плотину Видрару, но и скульптуру греческого титана Прометея, созданную из нержавеющей стали по проекту Константина Поповича. Это изваяние получило говорящее само за себя название – «Электрификация».
Бруталистский памятник, установленный на холме в Подгариче в честь партизан, внесших значительный вклад в борьбу югославского народа в годы Народно-освободительной войны против оккупационных сил стран гитлеровской «оси», их пособников и союзников, является одним из самых значимых монументов социалистического периода. Сложно представить, чем руководствовался автор проекта и какими народными символами вдохновлялся, но стилизованные крылья и алюминиевая пластина в виде глаза – довольно впечатляющее зрелище, особенно сейчас, когда находится в заброшенном состоянии.
Учитывая то, что власти стран, нацеленных на социалистическую модель развития, стремились строить общественные здания как можно более монументальными и яркими, пусть и возводились они из бетона, неудивительно, что во всех республиках и странах соцлагеря то и дело появлялись удивительные шедевры. И неважно будет ли это административный комплекс, корпус университета, научно-исследовательского института, архитектурный ансамбль гостиничного комплекса, театра, цирка или медицинского учреждения – все эти объекты отличаются просто умопомрачительными формами.
Не только общественные здания и мемориальные комплексы старались строить в новом стиле, который образно или вполне реально говорил об идеологической направленности и подчеркивал правильность выбранного пути (строительства коммунизма, конечно же). Некоторые жилые дома, проекты которых чаще были экспериментальными, приобретали неожиданные формы или были украшены прекрасными панно, пусть и повествующими о прекрасной жизни или о направленности развития региона или традициях той или иной республики/ страны соцлагеря. Некоторые из этих шедевров, хоть и пообтрепались, но все не потеряли интереса, о чем свидетельствует следующая подборка самых ярких объектов.
Источник: https://novate.ru/blogs/240923/67511/