«Спрут», расположенный на болотах в долине реки Сунгари, создан архитектурным бюро MAD под руководством Ма Яньсуна. Оперный театр в Харбине находится на так называемом "Острове культуры". Его волнообразные формы летом кажутся инопланетным гостем или, наоборот, чудовищно разросшимся болотным монстром, а зимой органично сливается с ландшафтом, превращаясь в подобие заснеженных холмов. Фрагменты остекления, контрастирующие своей угловатостью с доминирующими плавными линиями, кажутся кристаллами льда. Огромные окна располагаются и в малом зале (вместимостью четыреста человек – впрочем, большой вмещает полторы тысячи), позволяя природе стать частью театральной декорации. В этом состоит творческий принцип MAD – делать здания неотъемлемой частью окружающей среды, а природу «впускать» внутрь. Кроме того, алюминий и стекло в интерьерах театра дополняются деревом, преимущественно маньчжурским ясенем – для улучшения акустики.
Еще одно китайское архитектурное чудо – здание оперного театра в Пекине. Он спроектирован французским архитектором Полем Андре и сдан в эксплуатацию накануне летней Олимпиады 2007 года, проходившей в Пекине. Он эллипсоидной формы, все привыкли называть его яйцом из стекла и титана, однако с концептуальной точки зрения его плавные очертания отсылают скорее к капле воды – ведь здание театра словно плавает на поверхности искусственного водоема. Амбициозный проект вызвал множество споров и скандалов – поскольку здание возводилось в исторической части города и резко контрастировала с окружающей застройкой. Внутри здания три основных зала (один из них предназначен для традиционных театральных постановок – да, та самая легендарная пекинская опера, а в концертном зале расположен самый крупный в Азии орган), а также галерея, выставочный зал, конференц-залы, библиотека, кафе. Сама система помещений включает в себя подводные и подземные коридоры, переходы и парковку. Интерьеры зала спроектированы таким образом, чтобы органично поддерживать декорации постановок.
Пожалуй, это один из главных «долгостроев» Европы – хотя сам процесс строительства был довольно быстрым, обсуждения начались… еще в позапрошлом веке! Вместе со строителями работали археологи, надеявшиеся отыскать остовы старинных кораблей. А в 2009 году национальный оперный театр в Осло, созданный архитекторами мастерской «Снёхетта», был награжден «Премией Мис ван дер Роэ». Более того – его назвали даром городу, местом, призванным объединять людей и менять сам тип их взаимодействия с этим местом. Театр построен в рамках программы реконструкции гавани Осло. Ей предстоит постепенно превратиться в рекреационную зону с разнообразными культурными учреждениями. Особенность театра с его угловатыми резкими формами – наклонная эксплуатируемая крыша (привет модернизму двадцатых-тридцатых годов). Она доступна не только посетителям театра, а всем горожанам, как место отдыха и смотровая площадка – горожане и гости города любят прогуливаться по ней, что делает театр образцом по-настоящему доступной архитектуры. Правда, неизвестно, как любители спокойных пеших прогулок реагируют на облюбовавших крышу скейтбордистов. Суровость его очертаний отсылает и к образу корабля, и к характерным особенностям северной природы, вписывает как в окружающую городскую застройку, так и в природный ландшафт - скалы Осло-фьорда.
Мельбурнский концертный центр - второй по величине центр для классической музыки в Мельбурне. Это не классический оперный театр, но его нельзя не включить в подборку самых ярких театральных построек, ведь это настоящий архитектурный бунт, цветовая революция, геометрический скандал. Проект был создан архитектурным бюро Ashton Raggatt McDougal (ARM). Здание по-настоящему авангардно – оно состоит из нескольких крупных объемов, один из которых украшен решетчатыми «сотами», а другой в ночное время «опутывается» сетью флуоресцирующих стальных трубок, завораживая, пугая, запутывая… Свет вообще имеет огромное значение для этой постройки. Например, на стенах одного из залов появляются светящиеся цитаты. Театр оборудован по последнему слову техники и спроектирован с особым вниманием к звукоизоляции и акустике.
И еще немного азиатской архитектуры – на сей раз японской. Большой театр Уси стоит на южном берегу озера Тайху и занимает площадь более 70 000 квадратных метров. Он – жемчужина провинциальной Японии. «Крылатое» здание, силуэтно отсылающее к традиционной архитектуре страны, спроектировано финским архитектором Пеккой Салминеном . Восемь огромных крыльев придают зданию сходство с бабочкой (как здесь не вспомнить еще и знаменитых японских монстров-дайкайдзю из популярных фильмов?), защищают здание и посетителей от солнца, а в темноте многоцветно переливаются – ведь внутри стальных крыльев находятся тысячи светодиодов , которые позволяют менять цвет крыльев в соответствии с сюжетом, настроением и жанром того представления, которое представлено на суд зрителей. Залы оперных театров принято отделывать деревом, но в данном случае использован бамбук – еще одна дань традиции, что вполне оправдано назначением здания, ведь в театре можно увидеть как произведения западной оперы, так и традиционные представления.
Текст: Софья Егорова.