История замка Пьерфон (The Château de Pierrefonds) восходит к Средневековью. Расположенная в регионе Уаза, к северу от Парижа, могущественная крепость была построена в конце XIV века герцогом Людовиком Орлеанским, сыном короля Карла V. В тот период, его главная функция состояла в контроле за торговыми обменами между Фландрией и Бургундией. Учитывая стратегическое расположение цитадели и статус владельца, неудивительно, что, начиная буквально с XV века он не раз оказывался в эпицентре распрей, интриг, жестокого противостояния и был подвергнут нападениям. При этом являлся еще и главным оборонительным комплексом, предназначенным для укрепления власти рода Валуа (в период Столетней войны), поскольку находился в удобном месте, всего в часе езды от Парижа. Это стало причиной первого масштабного разрушения, произошедшего по вине соперничающего бургундского дворянина, а затем и вовсе замок был уничтожен. Случилось же трагическое событие в 1617 году, когда Людовику XIII и кардиналу Ришелье порядком надоели дрязги и междоусобицы окраинных вотчин, поэтому они решили уничтожить осиное гнездо. По приказу Ришелье, армия совершила практически невозможное, после осады, войскам удалось разрушить мощное фортификационное сооружение, о котором забыли на долгие две сотни лет.
Только в конце XVIII и начале XIX, когда возобновился интерес к национальным памятникам и прошлому, когда вошел в моду романтизм, Шато-де-Пьерфон снова оказался в центре внимания. Архитекторы, художники и граверы находили среди обломков разрушенной крепости вдохновение, которое соответствовало их энтузиазму и увлеченностью прошлым Франции, ее археологическим достоянием. Главным событием, поспособствовавшим началу возрождения Пьерфона является тот факт, что в 1810 году он был выкуплен Наполеоном I, как объект, представляющий национальный интерес. Подогреванию интереса к средневековому замку поспособствовал и грандиозный банкет, устроенный в августе 1832 года Луи-Филиппом в честь бракосочетания своей дочери с Леопольдом I Бельгийским, который как раз и организовали среди величественных руин.
Интересный факт: Увлеченный археолог, принц-президент Луи-Наполеон (через несколько лет Наполеон III) после того, как побывал на руинах в 1850 году, изъявил желание восстановить замок, расположенный так близко к его императорской резиденции в Компьене. Для этих целей был приглашен архитектор Виолле-ле-Дюк, которому понадобился не один год, чтобы разработать проект, а затем сам руководил восстановительными работами. Активные реставрационные процессы шли с 1858 года, а в 1861 году от этого плана отказались в пользу создания императорской резиденции для развлекательных придворных приемов и охоты.
Таким образом, реставрация завершилась и началась, по сути, вольная интерпретация архитектуры здания средневекового периода, ведь повторить изначальные формы и отделку было сложной задачей, поскольку сохранилось мало информации о том, каким замковый комплекс был ранее. В итоге получился эклектический Замок, где можно увидеть самые впечатляющие детали, вдохновленные элементами различных исторических замков, которые понравились будущему императору во время поездки по всей Франции.
Замок образует неправильный прямоугольник с восемью большими башнями по периметру и в целом соответствует тому, как должна была выглядеть крепость Луи Орлеанского. Входя через подъемный мост, первая особенность, которая бросается в глаза – это круглый мощеный двор, который сразу же погружает в ушедшую эпоху приключений и рыцарства. Его оформление, как и всего пространства, находящегося внутри крепости, больше отражает видение Виолле-ле-Дюка, который прославился своими талантами дизайнера, нежели историческую реконструкцию. Главный двор, спроектированный в стиле позднего средневековья с вкраплениями раннего ренессанса, ведет в различные части замка и часовню. Крыша портика — наружного коридора с каменным полом, который проходит по одной стороне двора, — искусно украшена фантастическими существами и сценками из жизни той эпохи, (в основном, был изображен процесс работы плотников и каменщиков, а также рыцарские сражения и показательные бои в окружении высокородных дам).
Следуя по внутреннему двору, можно увидеть крепостное сооружение, связанное с главным фасадом, которое служит императорскими апартаментами. Их дизайн соответствует первоначальной средневековой функции крепости–жилища владельца. Все, кто приезжал в замок с визитом попадал в приемные покои, где император и императрица должны были приветствовать прибывших. Закрытая для посетителей часть резиденции располагается в башне Юлия Цезаря, где обустроен кабинет, спальня Наполеона III и спальня Евгении – императрицы Франции, оставившей заметный след в истории страны. В этих комнатах Виолле-ле-Дюк включил орнаменты и скульптурные панели с иллюстрациями животных, основанные на средневековых бестиариях (средневековые сочинения о животном и минеральном царствах символико-аллегорического характера), которые чередуются с обилием цветочных мотивов.
Повторяющимся символом в декоре, конечно же, является имперский орел (его можно увидеть везде и на балках, на стенах и даже на дымоходах), а также фризы, на которых изображена жизнь рыцарей XIV века. Все помещения этой части крепости оснащены каминами как действующими, так и декоративными. Также в апартаментах имеются роскошные предметы обстановки и произведения искусства, включая коллекцию скульптур, часть которой можно увидеть во внутреннем дворе замка, главной из них является масштабная статуя Людовика I Орлеанского, сидящего на лошади.
Авторы Novae.ru хотели бы особо отметить, что поклонники модерна даже в этом замке могут полюбоваться настенными росписями и резьбой по дереву, созданными Виолле-ле-Дюк в нескольких комнатах, о которых заговорят только через полсотни лет, когда начнет зарождаться новый стиль в искусстве и архитектуре – модерн. При этом в одной из комнат можно увидеть миниатюрную модель возрожденного замка, созданную современником Люцианом Выгановским. Ему понадобилось 10 лет, чтобы изготовить точную копию из тех же материалов, из которых был построен замок. Эта модель была представлена на Всемирной выставке 1878 года, что позволяет сравнить объект, дошедший до наших дней и тот, каким был Шато-де-Пьерфон в конце XIX века.
Чтобы повысить интерес к замку, в нем обустроили выставочное пространство для коллекции погребальных скульптур, заказанных королем Луи-Филиппом. В этой же части замка выставлены фрагменты статуй и других предметов, найденных во время реставрации, сейчас же в галерее имеются мультимедийные экраны, дающие краткую историческую справку, как о произведениях искусства, так и об истории Шато-де-Пьерфона в целом.
Примечательно: Расходы на восстановление и трансформацию замка The Château de Pierrefonds составили 5 миллионов франков (1 франк был эквивалентен 0,2903 г золота), из которых 75% было покрыто личным состоянием императора. Но и этих денег не хватило на завершение проекта. После падения Второй империи, замок так и не дождался мебель, которую для него спроектировал Виолле-ле-Дюк, а к 1885 году все работы были прекращены и никогда не возобновлялись.
Замок Пьерфон, который многие критикуют как просто театральный фон, всегда был предметом споров. Как пьянящее видение средневекового искусства, замок стал символом антинаучной, иррациональной реставрации, отошедшей от строгой историчности, археологической достоверности и культурных традиций определенной эпохи. Несмотря на неприятие искусствоведов, историков и тех, кто ратует за достоверность, замок получился поистине сказочным, свидетельствующим о гениальности его создателя – Виолле-ле-Дюка и протомодернистских желаниях представителей монаршей семьи Второй империи примирить историю с современностью (на тот момент, конечно же).
Его оригинальность и красота не осталась незамеченной публикой и кинематографистами, которые потоком устремляются к Шато-де-Пьерфона. Одни – чтобы насладиться его удивительной красотой и окунуться в приукрашенный мир Средневековья, другие – не могут и желать лучшего места для съемок исторических фильмов и кинолент в жанре фэнтези. The Château de Pierrefonds, признанный историческим памятником (еще в 1862 году), частенько можно увидеть в эпизодах фильмов, требующих соответствующего оформления и атмосферы. Здесь снимались: «Посетители», «Капитан», сериал «Горец», «Посланник: История Жанны д'Арк», «Человек в железной маске» (версия 1998 года), «Мерлин» – в качестве Камелота в сериале BBC, использовался в качестве изображения Wiz Tech Academy в сериале Диснея «Волшебники из Вэйверли Плэйс» и др. Из последних здесь проходили съемки сериала Canal+ и Netflix «Версаль».
Источник: https://novate.ru/blogs/250923/67519/