Сюжеты древних мозаик тесно переплетены с античной литературой. Все эти захватывающие мифы, которые запечатлели первые фундаментальные течения сюжетов в мире, находили отражения и в историях, рассказанных тонким камнем, плиткой или стеклом. Голова Медузы Горгоны приковывала к себе оторопевших зрителей, заставших произведение в лучах рассветного солнца. Да что там говорить: не только она, но и многие другие завораживающие сюжеты требовали усилие, чтобы отвести взгляд. Вместе с предположениями и догадками возникают в уме почти все сюжеты древней мозаики. Охота, и к ней относят ловлю рыбы и даже сражения с чудовищами; погони, тяжбы и странствия. Всё это исполнено из кусочков стекла или камня разных форм, филигранно подобранных и сложенных один к одному.
Монументально-декоративное искусство гнездится корнями в дремучих для нас временам, уходя далеко за пределы начала нашей эры. Полотна с тех пор меняли угол наклона, перестав быть исключительно горизонтальными и вертикальными, исследовали плоскости стен, и искали новые необычные решения. Гальку не нужно было красить в яркие тона: халцедон от природы дарует свою щедрую палитру. Так мозаика прошла более чем длинный путь от зиккуратов Месопотамии до Македонии. Полуостров Халкидики этой империи был богат мозаиками в силу, как принято считать, камней особенно сказочных расцветок.
Грубый и в то же время более прочный камень и смальта вошли в состав мозаичных полотен в Древнем Риме, где не обходилось без технологически передовых решений, и системных подходов. Молва о строгом порядке и стремлении к совершенству в системах - своеобразный перфекционизм - дошла о римлянах до наших дней. Будучи основополагающим видом отделки интерьера в Риме, мозаика обрела воплощение в смальте, которую впервые изобрели там же. Стекло теряло всяческую прозрачность и заодно обретало поразительную прочность благодаря определённым метаморфозам. Его мелко крошили, и затем запекали эту массу в печи.
Яркость и насыщенность мозаичных плит, произведённых по этой рецептуре, остаются уникальными до сих пор. Ни блики солнца, ни сгущающиеся сумерки, ни дождь не могли затуманить бодрящий блеск отполированного стекла римской мозаики. Никаких отражений или рефлексов - только самодостаточный непоколебимый цвет, и самая плотная тональность, которую только может предложить изобразительное искусство в непрозрачной поверхности. По смальте буквально можно непрестанно расхаживать днём и ночью, но стереть яркие краски так и не представится возможным. Возможно, именно поэтому смальтой выкладывали полы тронных зал и галереи дворцов.
Техничность и стойкость мозаика обрела в Римской Империи, а что насчёт художественного своеобразия? Пожалуй, самого вдохновенного совершенства она достигла в Византии, испещрённой крестово-купольными храмами. Последние появились там впервые в истории, и не могли не быть увенчанными чарующей мозаикой, как, например, храм Святой Софии в Константинополе. В этой всем известной святыне насчитывают рекордное число мозаичных оттенков золота и серебра. Византийские мастера пришли вслед за зодчими неповторимых храмов, возведённых по новаторской в мировом масштабе системе.
По такой мозаике уже не ступала нога человека. Она во всех отношениях стремилась прикоснуться к божественному. Вышла из парадигмы декоративно-прикладного творчества, обычной отделки интерьера, и стала чем-то большим. Уже наблюдая сюжеты античных времён в римской мозаики, любой мог бы ощутить себя в центре мира, а мозаичные полотна на стенах византийских храмов и вовсе приводили в трепет. Византийские художники-мозаичисты вскоре отправились в Европу, где были нарасхват. Со временем их проникновенная техника нашла отражение в зданиях Италии и Греции.
Хотя, если задуматься, мозаика нигде больше не может найти отражение: в этом её главное отличие от витражей, пропускающих сквозь себя гранулы солнечного света. Если вернуться к мозаикам, так сформировалась венецианская школа, почерпнув многое у знаменитых византийцев. Вдумываясь в историю изменения мозаики на протяжении веков, можно заметить, что она всегда изменялась в угоду веяниям времени и запросам человека, который то жил среди богов и героев, то ощущал снисхождение гуманизма, то испытывал острую потребность в вере: быть услышанным и помилованным. Мозаика развивалась вместе с историей, и по ней даже можно проследить основные рубежи её преломления.
В Италии осмысление мозаики вообще косвенным образом меняется на пороге эпохи Возрождения. Лекала упразднили, а вместо них полотно дробится на отдельные элементы. Обособленно друг от друга, частицы будущей картины вытачиваются из камней, и ювелирным образом подгоняются под общий рисунок. Такая техника может показаться весьма одиозной, но на деле просто требовала кропотливых усилий и зоркости. Мозаика на флорентийский лад была популярна в Европе аж до 19 века.
Промежутков и любых просветов между её деталями невозможно отследить. Чудесным образом она становится цельной, монолитной картиной. Тонким пластинам придают контуры основного рисунка, а камни подбирают, в соответствии с органическим скольжением цвета, как это происходит в нашей физической реальности. Флорентийская мозаика сегодня признана самой богатой и утончённой - именно поэтому она пользуется таким спросом у зажиточных коллекционеров.
Источник: https://novate.ru/blogs/230923/67505/