Елена Петровна Ган родилась 31 июля 1831 года в Екатеринославе (нынешний Днепр), была первым ребенком в семье. Отец служил офицером, мать приходилась дочерью саратовского губернатора Фадеева и родной теткой – С.Ю. Витте, государственному деятелю Российской империи. Из-за службы отца Ганы постоянно переезжали, жили в Одессе, Туле, Курске, Петербурге, Астрахани, Полтаве. В возрасте одиннадцати лет Елена потеряла мать (та умерла от чахотки); детей, которых к тому времени было трое, отправили на воспитание к бабушке и дедушке в Саратов.
Елена Петровна получила отличное образование, постоянно проводила время в домашней библиотеке, и уже в детстве обнаружила в себе страсть к книгам эзотерической направленности, к трудам, посвященным оккультным учениям. Саратовский дом был местом притяжения для интересных, образованных горожан, что должно было, с одной стороны, обеспечить барышне Ган хорошую партию с точки зрения замужества, с другой – развить ее интеллектуальные способности и научить вести дискуссии и искать в разговорах истину. Елене удалось и то, и другое.
В возрасте восемнадцати лет она обвенчалась с вице-губернатором Эриванской губернии Никифором Васильевичем Блаватским, но уже через несколько месяцев сбежала, отправившись в Константинополь и дальше, включая и Европу, и Ближний Восток. Деньги время от времени высылал отец, но Блаватская зарабатывала и сама – то выступлениями в цирке в качестве наездницы, то играя на фортепьяно на концертах. И поскольку то было время очередной волны египтомании, не могла не посетить колыбель древних цивилизаций.
Точно последовательность путешествий Блаватской не воспроизвести – дневников она не вела, спутников тоже не заводила, поэтому биографам приходится опираться на ее воспоминания и письма, а они содержат ряд разночтений. Но важна не очередность посещенных стран и городов, а та страсть, с которой Блаватская искала все новые и новые свидетельства древних знаний о мире, скрытые в знаках и символах ушедших цивилизаций. В то время, пока набирало обороты развитие научного знания, появлялись одно за другим изобретения, меняющие быт и совершенствующие повседневную жизнь, многими философами ставились вопросы куда более глобальные, ответы на которые объединили бы вообще все знания человечества. Этим же была занята и Блаватская.
Наука не отвечала на все вопросы, которые будоражили лучшие умы XIX века (стоит признать, что и в XXI веке она отличается тем же недостатком). Обнаружение следов таинственной культуры древнего мира, знакомство с азиатской философией и духовными практиками, изучение крупнейших мировых религий – все это, наравне с развитием науки, обещало раскрыть тайны мироздания перед просвещенным человечеством. На этот путь встала Елена Блаватская, увлекая за собой сторонников и просто любопытствующих.
В конце 50-х годов XIX века она вернулась в Россию, где, можно сказать, ввела моду на спиритические сеансы. Блаватская с детства считала себя медиумом, но признавала это скорее бременем, чем привилегией, и старалась избавиться от роли безвольного «проводника» между мирами. В шестидесятых она вновь отправилась в путешествие, побывала в том числе в Италии, где получила ранение во время беспорядков; в семидесятые она начала свою проповедническую деятельность, а в 1875 году вместе с Генри Олкоттом и Уильямом Джаджем создала Теософическое (Теософское) общество.
Это было уже за океаном. В США Блаватская фиктивно вышла замуж, чтобы получить американское гражданство, и получила его – произошло это в 1878 году. Главные идеи Общества сводились к созданию Всемирного Братства, в котором не существовало бы различий по расам, цвету кожи, полу, кастам и вероисповеданию. Теософы изучали и древние писания, и существующие религии, и найденные манускрипты прошлых веков и тысячелетий, а кроме того, исследовали природу и самого человека, чтобы раскрыть все его психологические и духовные возможности.
В Теософском обществе состояли многие ученые умы XIX и XX веков, включая, например, изобретателя Томаса Эдисона, Анну Кингсфорд, которая одной из первых английских женщин получила ученую степень по медицине, Уильяма Йейтса, лауреата Нобелевской премии по литературе. Блаватская выпустила несколько книг, ставших в свое время культовыми и вызывавшими множество споров – «Разоблаченная Изида», сочинение 1877 года, «Тайная доктрина», признанная главным сочинением Блаватской. Предполагается, что это творчество осуществлялось в измененном состоянии сознания, сама автор говорила о работе под диктовку некоего Учителя.
В 1880 году во время пребывания на Цейлоне Блаватская приняла буддизм. В поездках по Индии она вела литературную деятельность, занималась демонстрацией паранормальных явлений, что привело к ряду скандалов и обвинений. Эзотерические и оккультные учения занимали важное место в картине мира Блаватской, при этом не отрицалась и роль общепринятого научного знания. У нее существовала своя теория относительно человеческих рас, понятая разными исследователями по-разному – в целом рассуждения касались эволюционных стадий развития человечества, что и подразумевалось под расами.
О Блаватской много писали и говорили современники. Ее работе посвятил ряд публикаций мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев, последователями ее учения были Рерихи. Лев Толстой отдавал должное произведениям Блаватской, а также теософскому журналу, редактором которого она была. Елена Блаватская умерла в 1891 году в Лондоне, после перенесенного гриппа. Согласно ее воле, тело было кремировано, а прах развеян в трех центрах теософского движения – в Лондоне, Нью-Йорке и индийском Адьяре. День смерти Блаватской отмечается последователями как «день Белого Лотоса». Теософское общество существует и по сей день.