История появления знаменитой игрушки довольно любопытна и по сей день вызывает споры. Есть версия, что первую матрешку создали в 1890 году в мастерской усадьбы Абрамцево, которой владел меценат и промышленник Савва Мамонтов. Создателями игрушки считаются токарь Василий Звездочкин и художник Сергей Малютин, однако официальных подтверждений авторства второго нет. Звездочкин устроился в мастерскую при магазине «Детское воспитание» в Леонтьевском переулке, которую открыла Мария Мамонтова.
Василий Звездочкин рассказывал, что увидел в одном из журналов забавную деревянную чуру и выточил подобную по ее образцу фигурку. Изначально она была целостной и не раскрывалась, но пара других мастеров посоветовали Василию выточить ее иначе. Внеся изменения, фигурку показали супругу хозяйки мастерской, и тот одобрил игрушку. По одной из версий, он отдал изделие расписывать Сергею Малютину, а по другой – просто группе арбатских художников.
В итоге кукла, которую изначально назвали «Матрена», была в виде круглолицей крестьянской девушки в вышитой рубашке, сарафане и переднике. Голову девицы покрывал цветастый платок, а в руках у нее был черный петух. Внутри главной игрушки было еще 7 фигурок, причем все они различались не только размером, но и внешним видом. Особенные отличия имела 5 фигурка — на ней изобразили мальчика, а также 8 - в виде спеленатого ребенка.
Вскоре производство перенесли в Сергиев Посад, куда руководитель мастерской пригласил к себе на работу Василия Звездочкина. С того времени игрушку начали называть «Матрешка», немного изменив популярное в те годы имя Матрена. После этого за изготовление матрешки взялись ремесленники из Сергиева Посада. Они не только усовершенствовали технику ее изготовления, но и начали выпускать в больших масштабах в качестве игрушек и сувениров.
В основном матрешек изготавливали из 3, 8 или 12 элементов, на которых были изображены девушки в традиционных нарядах с платками на головах. Также зачастую на фигурках изображали занятия русских девушек того или иного времени. Например, барышни изображались с серпом или с корзинами, наполненными фруктами. Со временем, помимо бытовых, начали изображать и другие сюжеты. Особенно популярными у детей были сказочные персонажи. А вот к 100-летию Бородинского сражения были созданы матрешки «Кутузов» и «Наполеон». Еще были выпущены интересные серии, приуроченные к юбилею Николая Гоголя, которые состояли из персонажей его произведений.
Впервые мир увидел матрешку в 1900 году, когда диковинную игрушку отправили на парижскую международную выставку. Там российская игрушка вошла в тройку лидеров и объехала все крупные ремесленнические выставки Европы. Распространению известности матрешки за границей поспособствовал театральный и художественный деятель Сергей Дягилев, который занимался популяризацией всего русского с помощью организации «Русских сезонов» в Париже. До сих пор матрешка является самым популярным и желанным сувениром для всех, кто приезжает в Россию.
Изготовить матрешку довольно трудно: от бруска до готовой игрушки она проходит длинный путь, состоящий из нескольких этапов. Основу традиционной матрешки создает токарь. Для выточки болванки используется исключительно выдержанная и добротно просушенная древесина. Это нужно для того, чтобы дерево набралось прочности. Для этого необходимо подержать древесину около двух лет на открытом воздухе.
В основном матрешки изготавливаются из пород лиственных деревьев. Наибольшей популярностью пользуется липа, так как она не особо твердая, податливая и при сушке не трескается. Также иногда используют ольху или берёзу.
Для заготовок используют подходящий отрезок древесины округлой формы, который вставляют в станок и вытачивают плавные изгибы фигурки. Причем сначала создают заготовку самой маленькой, неразборной куклы, потом оттачивают фигурку чуть большего размера, уже складную, и так далее, пока не дойдут до главной.
В первую очередь вытачивают голову, а после — туловище. Затем готовые фигурки шлифуют, сглаживая все неровности и шероховатости. Это необходимо для создания гладкой поверхности, чтобы потом краска ложилась ровным слоем. Самый интересный этап — ручная роспись каждой фигурки. И хотя зачастую мотивы рисунка матрешки повторяются, каждая игрушка получается по-своему красивой и оригинальной. Не существует двух одинаковых матрешек, так как в каждое изделие мастер вкладывает свою душу, настроение и индивидуальность. В основном для росписи используются гуашь, тушь и анилиновые краски. После росписи изделие покрывают прозрачным лаком или воском.
И хотя Василий Звездочкин утверждает, что ранее не встречал подобных игрушек, все же сама идея вкладывать одно изделие в другое берет свои истоки в Китае и Японии XVII – XVIII веков, а некоторые историки считают, что еще раньше — более 1000 лет назад. В Японии подобные игрушки называются Фукурума. Они также состоят из нескольких кукол разных размеров, но на них изображена не барышня, а святой мудрец Фукурума, которого считают богом удачи. Еще одним отличием является форма самой фигурки: у матрешки есть переход от головы в туловище, а вот у Фукурумы нет никаких изгибов.
Как появилась игрушка Фукурума доподлинно неизвестно. Существует лишь несколько легенд, но ни одна из них не подтверждена. К тому же есть мнение, что идею деревянной куколки «с секретом» позаимствовали у японской фигурки Дарумы, названной в честь мудреца и основателя дзэн-буддизма. Помимо этого, в Японии есть еще одна деревянная расписная кукла кокэси. Она состоит из туловища и прикрепленной к нему головы. Хотя есть редкие экземпляры этой куклы, изготовленные из цельного деревянного бруска.
В настоящее время выбор матрешек безграничен, они есть на любой вкус и кошелек. Сейчас матрешек расписывают не только в виде русских девушек в платках, но и исторических личностей, политиков, персонажей из литературы, кино, сказок и так далее. Также сейчас популярны портретные матрешки, которые могут стать приятным подарком родным и близким.
Что касается классической матрешки, то сейчас существует более 5 видов, которые в основном отличаются стилем росписи, а иногда формой и количеством разъемных фигурок. Основные центры производства этих игрушек находятся в Московском и Нижегородском регионах, а также в Кировской области.
Изначально стиль матрешки развивали сергиево-посадские иконописцы, которые создавали акцент на фигуре матрешки и ее лице. Когда город в 1930 году переименовали в Загорск, стиль росписи матрешки немного изменился: живописную манеру, изображение мельчайших деталей и позолоты сменил более лаконичный стиль.
Семеновский стиль более декоративный и символический. Обязательным атрибутом этой матрешки являются цветы на фартуке и много неокрашенного пространства. В Семенове изготовили самую большую матрешку. Она состоит из 72 уменьшенных копий, ее диаметр составляет 0,5 м, а высота — 1 м. К слову, самая маленькая матрешка сделана Анатолием Коненко из слоновой кости. Ее размер — 1,1 мм, поэтому рассмотреть ее можно лишь под микроскопом. Что удивительно, мастер расписал ее по всем правилам, что было сделать невероятно сложно.
В селе Полховский Майдан первую матрешку изготовили в 1930-х годах. Этим куклам свойственны яркие и насыщенные цвета, но главным акцентом у них является красный цветок шиповника или розы на переднике. Вообще в этом стиле больше уделяется внимания именно цветочному орнаменту, нежели лицу.
А вот городецкую роспись отличает четкость оформления фигурки и орнаментов. Мастера по росписи стараются проработать все детали орнамента и зачастую прибегают к контрастной обводке белым или черным цветом.
Кировские, Нолинские и Вятские матрешки отличаются золотистым и рыжеватым цветом волос, а также милым улыбчивым личиком. В вяткинских матрешках нет мелких деталей, а особое внимание уделяется глазам. Художники рисуют девицам крупные зрачки и пышные ресницы. Еще одна их отличительная черта — плоский рисунок орнамента и цветов. Кстати, в Вятке делают еще и необычных матрешек с соломкой (декорирую узор кусочками соломы). Такие матрешки изготавливаются лишь на фабрике в Нолинске.