Зарегистрировано — 123 436Зрителей: 66 522
Авторов: 56 914
On-line — 14 375Зрителей: 2824
Авторов: 11551
Загружено работ — 2 123 313
«Неизвестный Гений»
Новости
10 секретов Версальского дворца, в котором не было ни одного туалета
Мало найдется дворцовых комплексов на планете, которые смогут соперничать с Версальским дворцом. Его престиж, размах строительства, роскошное убранство, просто фантастический парк, интригующие истории – все это красноречиво подчеркивало абсолютную власть и вызвало повышенный интерес (чего и добивались монархи). Даже сейчас, когда кардинально поменялись жизненные приоритеты, Версальский дворец все так же купается в лучах славы, привлекая миллионы туристов со всего мира, хотя мало кто знает об основных его этапах строительства и главных секретах, спрятанных от глаз простых обывателей.
1. Главная королевская резиденция французских королей Лувр не давала возможности реализовать свои мечты Людовику XIV
Так уж повелось, что все члены королевской семьи вынуждены были проживать в главной парижской резиденции, в Лувре, которая со времен короля Филиппа-Августа (конец XII века) была надежным убежищем для монархов (вначале в качестве замка за высокой крепостной стеной). Спустя несколько столетий один из отпрысков монаршего семейства Людовик XIV – большой почитатель экспериментов на архитектурном поприще, не мог больше мириться с тем, что затеянные ремонты не могли ни изменить, ни расширить резиденцию. Плюс ко всему грязные интриги и борьба за власть, приведшие к тому, что он, будучи еще ребенком, был на некоторое время заключен вместе с матерью (выступающей в роли регента до его совершеннолетия), в рядом стоящем дворце до тех пор, пока не пошли на уступки фрондеров. С тех пор он старался всеми способами вырваться из Парижа, считая его небезопасным местом для жизни.
Когда Людовик вступил в права главы государства (1661 год), первым его грандиозным делом стало строительство собственного дворца в двух часа езды на лошади от Парижа, на территории огромного поместья Версаль, где его отец Людовик III обзавелся укромным, но довольно роскошным охотничьим домиком. Вот тут-то он мог развернуться и проявить все свои творческие задумки, совсем нелишенные королевских амбиций.
2. Кровавое строительство
Чтобы показать свою власть над вельможами и народом, Людовик XIV изначально решил строить грандиозный дворец, который бы затмил все существующие резиденции как в стране, так и в известных странах. Строительство Версальского дворца (фр. Château de Versailles) шло быстрыми темпами и с невиданным размахом, на которые требовались огромные средства и неимоверные силы рабочих (их то точно никто не жалел). Молодой монарх ввел жесткие порядки и строгую дисциплину, из-за чего любой промах землекопов, строителей или озеленителей отслеживался, а виновники строго карались телесными наказаниями, тюремными заключениями и еще большими притеснениями, ведь в то время никаких норм рабочего дня и в помине не было.
Тяжелый изнурительный труд пагубно сказывался на здоровье и жизни рабочих, причем на протяжении полувека, пока полностью не был завершен комплекс. Существует мнение, что за этот период погибло несколько тысяч человек (в основном от болезней, от плохого питания и условий труда), а сколько было искалечено и остались с подорванным здоровьем, и сосчитать сложно. Предполагают, что каждый из 36 тыс. участников строительного процесса так или иначе пострадал от тяжелого труда.
3. В период строительства жизнь монархов и приближенных была совсем неустроенной
Учитывая грандиозные планы, неудивительно, что Людовик XIV вместе со своей семьей и многочисленной свитой жили практически на стройплощадке, ведь для того, чтобы воплотить все фантазии в жизнь понадобилось 50 лет. А это значит, что о благоустроенной жизни и мечтать не приходилось, поскольку на первых порах не было ни водопровода, ни сносных туалетов и ванных комнат, ни даже отдельных апартаментов для лордов и дам, которые раболепно добивались расположение монарха, чтобы получить больше привилегий и лучшие условия проживания.
Примечательно: Поскольку период строительства припал на XVII век, когда гигиене не уделялось должного внимания, да и элементарные условия быта во время активных строительных работ не были налажены, по всему дворцу разлетался зловонный запах. В те времена ежедневное купание было совсем не в моде, а если к этому прибавить и то, что даже высокородные жильцы запросто могли устроить туалет в ближайшем укромном уголку или просто за шторой, так ждать приятных запахов и чистоты не приходилось. Антисанитария пагубно сказывалась на здоровье его обитателей, не говоря уже о простых работягах, воплощающих в жизнь все причуды монарха и не имеющих даже таких условий для жизни.
4. На какие жертвы шли аристократы и приближенные, чтобы к концу правления Версаль превратился в столицу моды, этикета и культуры
Наряду с бытовыми лишениями все приближенные к монарху должны были следовать строгому дресс-коду, выработанному Людовиком XIV. Он требовал, чтобы все присутствующие были одеты только в самые дорогие наряды, сооружали наилучшие прически, при этом король ввел этикет поведения за столом и правила общения. Все это стало тяжелой обязанностью для обитателей дворца и тех, кто прибывал с государственными или деловыми визитами, на приемы, балы или вечеринки в Версаль. Многие аристократы тратили все свое состояние на то, чтобы соответствовать введенным правилам вместо того, чтобы платить крестьянам, рабочим и солдатам, что, впоследствии, им всем аукнется. Но это будет позже, а тем временем расчет Людовика XIV оказался верным, уже в начале XVIII века Версаль стал законодателем моды, превратившись в столицу высокой культуры и этикета. Очень быстро их начнут копировать высшие слои общества в других государствах Европы и Америки.
5. Дресс-код для посетителей дворцового сада
Несмотря на то, что дворец был резиденцией короля, дворец и сады были открыты для свободного посещения всеми желающими. Однако для этого занимательного мероприятия требовалось выполнить главное условие – прийти в дорогих и модных нарядах. Это обстоятельство породило довольно прибыльный бизнес. Тот, у кого имелись средства, шил подходящую одежду и сдавали напрокат тем, у кого не было настолько роскошного одеяния. Пункты проката вместе с примерочными находились прямо у стен дворца, чему государь совсем не противился, поскольку желал видеть только элегантную публику.
6. Инновации в системе водоснабжения
Версаль – один из немногих замков во Франции, который не расположен рядом с рекой, поэтому подача воды для обеспечения нужд дворца и фонтанов была чрезвычайно важной и архисложной задачей. Поскольку король затеял строительство сотен фонтанов, десятков рукотворных водоемов в условиях, когда источники располагались очень далеко, это заставило инженеров изрядно потрудиться, чтобы разработать особую систему водоснабжения, которая бы еще и обладала «умными» функциями.
По сведениям авторов Novate.ru, король пожелал, чтобы все фонтаны активировались в тот момент, когда Людовик XIV, прогуливаясь по саду, приближался к ним, а затем и вовсе отключались после того, как он скрывался из виду. Оказывается, такие введения были сделаны не ради того, чтобы подчеркнуть важность прогуливающейся персоны, а для экономии воды, ведь монарх выходил на прогулку со свитой, а это значит, что фееричную игру струй воды видели все, поэтому удавалось создавать иллюзию, что все во дворцово-парковом комплексе работает отлично, и все в изобилии. Правда, позже, когда создали более мощную гидравлическую систему и воду стали качать прямо из Сены (действует до сих пор!), фонтаны заработали на постоянной основе.
7. Архитектурные просчеты
В погоне за помпезностью и показной роскошью, которыми должны были поразить весь мир, при проектировании Версальского дворца не учли главного – бытовые удобства. Группа архитекторов Андре Ленотр, Шарль Лебрен, Луи Лево, Ардуэн-Мансар, участвовавшие в реконструкции охотничьего дома и проектировании Версальского дворца предусмотрели все: 2153 окна, 1200 каминов, 700 комнат, 67 помпезных лестниц, но не учли огромное расстояние, которое должны были преодолеть слуги, чтобы принести из кухни блюда (часто он ел их холодными). Да и об общем отоплении речи не шло, что в окружении мрамора и огромных окон, делало жизнь во дворце (в холодную пору) практически невыносимой. Поговаривают, что даже камины в королевской столовой не справлялись с холодом, из-за чего зимой бокалы с вином ...замерзали. А что тогда творилось в бальных залах или приемных короля, даже подумать страшно.
8. Запредельная стоимость дворцово-паркового комплекса
Общая стоимость строительства Версальского дворца уже много лет обсуждается историками и исследователями. По правде говоря, трудно оценить настолько экстравагантный и громадный комплекс как Версальский дворец. Однако большинство специалистов разных отраслей сходятся во мнении, что это был один из самых дорогих строительных проектов, которые когда-либо реализовались на планете. Начинаясь, как «скромный» охотничий домик короля Людовик XIII, во времена правления его сына он превратился в самый роскошный дворец, на строительство которого была потрачена немыслимая сумма. Обнаруженные записи, фиксирующие расходы на строительство архитектурного чуда гласят, что за этот период было потрачено 25 725 836 ливров (1 ливр соответствовал 409 г серебра). С учетом инфляции, на сегодняшний день, королевская резиденция оценивается в 300 миллиардов долларов!
9. Притвориться бедным: причудливые развлечения королевских особ
На протяжении всей истории существования Версальский дворец претерпевал перестройки и реконструкции и вот одна из них, затеянная уже потомками Людовика XIV – супругой Людовика XVI, Марией-Антуанеттой, привела к появлению среди Трианонских садов особенной деревни. В 1783 году, по ее приказу Ричард Мик расширил сады на север, обустроил искусственное озеро, вокруг которого построил образцовую деревню, где королева могла прикоснуться к простой деревенской жизни. Работы по обустройству «Гамлета королевы» (The Queen’s Hamlet), такое название получил комплекс, начались летом 1783 года и были завершены в 1786 году. Учитывая его предназначение, здесь не увидишь дворцовых резиденций, стиль архитектуры максимально приближен к сельской архитектуре, хотя дизайнерам и удалось создать атмосферу эстетической согласованности, чтобы не вызвать диссонанса с привычной для такого статуса жильцов обстановкой.
Ричард Мик продумал все до мелочей, чтобы создать соответствующую обстановку еще на подъезде к «деревне». Первая часть The Queen’s Hamlet (к югу от каменного моста, пересекающего ручей) радует глаз ветряной мельницей (колесо декоративное), Домом королевы, где хоть и предусмотрен деревенский экстерьер и интерьер, но он вполне соответствует приемным залам монарших особ, где королева устраивала вечеринки в кругу избранных. Там же имеются и апартаменты королевы, и развлекательные залы, и все необходимое для обеспечения «деревенской жизни простой крестьянки». А вот на другой стороне моста имелись действующие объекты, фактически используемые в сельскохозяйственных целях: амбар, реальная образцово-показательная молочная ферма, конюшни, свинарник, загон для овец, курятник, рыбацкий домик, сторожка. Также была построена и Башня с видом на озеро, которую назвали «Башня Мальборо» в честь популярной песни того времени. Тот факт, что деревня была действующей фермой, на чем особенно настаивала Мария-Антуанетта, означал, что деревенский комплекс участвовал в образовательных процессах королевских детей.
10. Версальский дворец в цифрах
Самый известный в мире и Франции дворцово-парковый ансамбль Версальский дворец, внесенный в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, по сей день является одним из самых впечатляющих образцов человеческого гения (и королевской расточительности). Расположенная в 20 км к западу от Парижа, бывшая королевская резиденция окружена 787 гектарами земли, превращенными в самый большой и красивейший сад мира, где находится крупнейший музей скульптур под открытым небом в мире. Он насчитывает 221 композицию, среди экспонатов которых доминируют масштабные статуи богов греческой и римской мифологий.
На обширной территории обустроено 47 прудов (всего 55 водных объектов) и каналов (общая длина 32 км), проложен 1,6-километровый канал 62-метровой ширины, где короли катались на гондолах и устраивались показательные парады военно-морских сил, а также проложено 30 км труб, создающих передовую для своего времени гидротехническую систему. Ранее на прудах было установлено около 1,4 тыс. фонтанов, среди которых ярко выделяется знаменитый бассейн Дракона с фонтаном, струи которого достигали 27-метровой высоты. Все это окружали аллеи (их общая длина 43 километра), вдоль которых тянулись клумбы с благоухающими цветами (больше 210 тыс. растений) и рощи, засаженные деревьями (около 200 тыс. единиц).
Одно из величайших достижений за всю историю французского искусства, Версальский дворец может похвастаться ошеломляющим количеством комнат и залов (всего 2,3 тыс.), из которых более 100 свидетельствуют о роскоши бывшей королевской резиденции, а еще 100 демонстрируют замечательную коллекцию картин и скульптур Музея французской истории, созданную Луи-Филиппом в 1837 году.
В дополнение к дворцу короли Версаля построили более уединенные пространства, пытаясь устроить хоть короткую передышку от придворного этикета и большого количества придворных. Это были различные павильоны, где со временем также устраивались приемы и балы. Большой Трианон, например, представляет собой впечатляющее сооружение с колоннадой из розового мрамора, выходящей в центральный двор. Здесь особенно впечатляет Зеркальный зал длиной 73 метра с 357 зеркалами, где во времена Людовика XIV принимали придворных и именитых гостей. Концепция была создана для того, чтобы уменьшить количество свечей, которыми в то время освещали все помещения. Что, в свою очередь, помогало защитить богато украшенные стены и потолки от дыма свечей. Зеркальный зал имеет 17 огромных зеркальных арок, каждая из которых содержит 21 зеркало, а вот несколько стеклянных люстр стали прекрасным дополнением, которое придавало особой помпезности залу во время торжеств. Имеются сведения, что во время проведения важных мероприятий Зеркальный зал освещали 20 тысяч свечей, превращая его в потрясающий «Коридор света».
Источник: https://novate.ru/blogs/200923/67486/