Тот роскошный дворец, который мы в Майсуре можем видеть сейчас, по меньшей мере четвертый вариант королевского комплекса, который на протяжении 500 лет служил главной резиденцией правящей династии. За столь длительный период истории произошло немало событий, повлекших за собой реконструкцию, а то и строительство с нуля, что наложило отпечаток на его теперешний вид. Ну а началось все со строительства фортификационного объекта, за мощными стенами которого и обитали махараджи, являющиеся правителями княжества Майсур, земли которого находятся на юго-западе Индии (нынче штат Карнатака).
Существует мнение, что первая цитадель (старый форт или пурагири) (цитадель) была построена с восточной стороны храма Чамунди по приказу Ядурая – основателя династии Водеяр еще в XIV-XV вв. Ну а строительство первого дворца началось в конце XVI века, в 1574 году, когда у власти был Чамарадже IV – правитель Майсура из династии Водеяр (из древнего дравидийского – «господин» или «владение»), которая правила с 1399 по 1950 год, с небольшим перерывом (1761 – 1799 гг.). Это было полноценное крепостное сооружение с башнями и рвами, фрагменты которых можно увидеть даже сейчас по обе стороны от главных ворот (ворота Джаяматанды) к востоку от дворцового комплекса. Несмотря на то, что он имел довольно большие размеры, за неприступными стенами располагались только дворцовые постройки и все, что необходимо для обслуживания королевской семьи, приема высокопоставленных чиновников, подданных высших сословий и гостей княжества, а также для управленческих функций.
Примечательно: Первое задокументированное упоминание о дворцовом сооружении встречается в тексте Шриманмахараджи «Вамшаавали» («История королевской семьи Майсура»). В историческом документе говорится о разрушении действующего Майсурского дворца молнией и строительстве нового дворца правящим королем Ранадхирой Кантеравой Нарасараджей в 1638 году. Это уже был третий вариант дворцового комплекса, который радовал правителей чуть больше столетия.
Потрясения, разразившиеся к 1760-м гг., когда Майсур попал под власть исламского правления и превратился в султанат, принесли кардинальные изменения и в структуру дворца, и самого города. Новые правители решили поменять не только политический уклад, но и переименовать, а также расширить столицу. Амбициозный Типу Султан снес строения за крепостной стеной дворцового комплекса, чтобы новая столица - Назарабаду, засверкала более роскошными сооружениями, знаковыми храмовыми объектами и более мощными фортификационными объектами. Во время грандиозной реконструкции города пострадало много исторических строений, но храмы, к счастью, остались нетронутыми.
Властвование султанов очень быстро закончилось, пришел конец и всем нововведениям, от которых остались лишь руины, поскольку достраивать их никто не собирался. А случилось это потому, что султан Типу бросил вызов экспансивным амбициям Британской Ост-Индской компании, отказавшись им подчинятся, как сделали это многие правители. Четвертая битва за Майсур, произошедшая в 1799 году, ознаменовала конец правления султаната. Предводитель исламских войск был убит и власть снова вернулась Водеярам.
Правда, по возвращению законных властителей, было обнаружено, что короля негде даже короновать, поскольку дворец полностью разрушен. По словам Б. Льюиса Райса, автора «Майсурского справочника», когда англичане и махараджи вернулись победителями, в Майсуре не было ни одного подходящего дома. Все, что осталось – это недостроенный форт со стройплощадкой, заваленной большими валунами и наспех построенный сарай для рабочих. Но это не остановило законного наследника королевской власти, коронация Налвади Кришнараджи Вадияра III была проведена в одном из строительных сараев в Назарбаде, которому сразу же и вернули прежнее название – Майсур. С этого момента Майсур стал дочерней компанией британского владычества, а это означало, что и власть его была номинальной.
Новоиспеченный махараджа не жалел средств, чтобы в кратчайшие сроки восстановить разрушенный дворец предков и начать строительство нового укрепительного объекта, камни на который брали из недостроенного султаном Типу форта.
На этой счастливой ноте история для дворца не закончилась. Простояв практически сотню лет, в 1897 году он снова был уничтожен, правда, не врагами, а нерадивыми слугами, которые во время большого торжества – свадебной церемонии принцессы Джаялакшманни устроили пожар (якобы случайно). Деревянные здания и сам дворец, построенный в индуистском стиле, сгорел дотла. Единственным физическим доказательством того, что роскошный дворец существовал, стала фотография, сделанная уланом армии Майсура. Благодаря снимку современники могут себе представить, какой вид имел дворец, построенный после возвращения махараджи к власти.
Авторы Novate.ru хотели бы отметить, что модель этого дворца является первым экспонатом, который могут увидеть все, кто преступает порог нового дворца. Его строительство началось в 1897 году. В тот период были у власти регент Вани Вилас Саннидхана и королева Чамараджи Водеяра X, которые и поручили спроектировать новый дворец британскому архитектору Генри Ирвину. Строительство и отделка захватывающего комплекса закончились в 1912 году.
Чтобы избежать повторения трагических событий, новый дворец было решено строить из камня, что наложило отпечаток на конечный результат, но никак не повлияло на эклектическое настроение автора проекта, соединившего сразу несколько стилей, чтобы сохранить атмосферу не только величия, но и подчеркнуть особое значение исторического места, сохраняя элементы более старых построек или имитируя их структуру. В итоге дворец получился довольно удивительным комплексом, в облике и оформлении внутренних пространств которого переплетаются готический, индуистский, мусульманский и раджпутский стили архитектуры. Стоит упомянуть, что с тех пор дворцовый комплекс не раз реставрировался и ремонтировался, вносились некоторые изменения, но структура зданий и прилегающих территорий остались прежними.
На входе посетителей встречают арочные ворота. Они украшены эмблемой и гербом Майсурского королевства и санскритским стихом (नबिभॆतिकदाचन - девиз королевства, что означает «Никогда не страшно»). Двигаясь дальше, можно увидеть три других входа: Западный вход (обычно открывается на фестивале Дуссехра), Восточный вход (это парадные ворота, которые открыты только для VIP-персон, официальных делегаций и во время проведения фестиваля Дуссехра), а также Южный вход (который является главным общественным входом).
С каких ворот не попадут посетители на территорию бывшего королевского дворца, главное, что привлечет их внимание – это, конечно же, дворец. Основное здание имеет три этажа, облицовано оно тонкими плитами серого гранита, а его купол сделан из темно-розового мрамора. Поскольку представители династии Водеяр, были великими покровителями изящных искусств не стали экономить ни на строительстве, ни на оформлении главной королевской резиденции, все работы выполняли лучшие мастера княжества и других государств. Замысловатые квадратные башни, ориентированные на стороны света и покрытые розовыми куполами; впечатляющие арки, поддерживаемые витиеватыми колоннами; скульптура индуистской богини богатства, удачи и процветания Гаджалакшми со своим слоном; открытый балкон с огромными колоннами, щедро покрытые резьбой; окружающий красивейший архитектурный комплекс благоухающий сад – все это лишь малая часть, того чем можно восхищаться и говорить бесконечно. Как и о фантастических интерьерах, равных которым точно не сыскать, ведь даже в самых смелых мечтах не привидится такая красота.
Имеется и два отдельных павильона, называемых залами. Оформление Зала Дурбар (Зал собраний) просто захватывает дух от роскоши и буйства касок. Особенно удивляет богато украшенный потолок, поддерживаемый скульптурными колоннами. А вот Кальяна Мантапа (Зал бракосочетания) представляет собой массивное восьмиугольное сооружение с разноцветным бельгийским витражным потолком, украшенным павлиньими мотивами, расположенными геометрически. Интересные фрески внутри зала иллюстрируют королевскую процессию Дасары в прошлые годы.
В состав дворцового комплекса также входят различные храмы. Самый древний из всех храмов датируется XIV веком, а вот самый современный был возведен в 1953 года. Самые посещаемые храмы расположены рядом со дворцом – это храм Сомешвара, храм Лакшмирамана, храм Шри Бхуванешвари, храм Шри Гаятри, храм Шри Тринешвара и храм Шветха Варахасвами. Все они строились и украшались лучшими мастерами из Агры и Джайпура, что говорит само за себя.
Безусловно, такого рода комплексы, если они хорошо сохранились и не были разграблены в предыдущие века, являются главным местом сбора всех самых редких картин, произведений прикладного искусства, антикварной мебели, драгоценностей, старинных книг и рукописей, оружия и т. д. Не стал исключением и Майсурский дворец, обитателями которого являлись члены древнейшего рода, правившие княжеством более 5 веков. К счастью, он сохранил все коллекции, накопленные столетиями (коллекции картин, кукол, музыкальных инструментов, редких книг, оружия и т. д.), которые теперь украшают его интерьеры, привлекая толпы туристов со всего мира, поскольку королевская резиденция превращена в музей.
В музее все так же можно увидеть роскошное убранство, массивные серебряные двери, меч Типу Султана, несколько картинных галерей, царские наряды, атрибуты власти, оружие, драгоценности и все то, что сопутствует оформлению дворцовых пространств, среди которых имеются и жилые апартаменты. Но главными достопримечательностями, все же, являются золотой трон (Чиннада Симхасана), инкрустированный драгоценными камнями. Исследователи утверждают, что он принадлежал не только династии Водеяр, имеются подтверждения, что на нем восседали властители более древних родов – короли рода Виджаянагара и династии Пандавам. Не менее впечатляет и деревянная скульптура слона хауда, украшенная ...84 кг золота.
До недавнего времени, когда жизнь кипела в королевском дворце, во время проведения майсурского фестиваля Дасара (Дуссехра), известного по всей стране, он превращался и вовсе в сказочный город. Эта традиция жива до сих пор, поэтому бывалые путешественники рекомендуют отправляться в город именно в это время. Сам же фестиваль является завершением праздника Навратри, во время которого празднуют победу добра над злом, длящийся целых 10 дней. За это время во дворце проводятся различные мероприятия, которые завершаются специальным дурбаром (королевское собрание), на нем действующий махараджа устраивает аудиенции для членов королевской семьи, высокопоставленным приглашенным и священнослужителям. Заканчивается собрание грандиозным шествием во главе со слоном, на котором установлена золотая мантапа с идолом богини Чамундешвари внутри.
Шествие начинается от дворца Амба Вила, в колонне присутствуют не только махараджа и члены монаршая семья со своими приглашенными, но и движутся танцевальные коллективы, музыканты с украшенными слонами, верблюдами и лошадьми, которые ради этого съезжаются со всей Индии. Дворец в дни проведения фестиваля освещается более чем 96 тыс. огнями, которые будут гореть в последующие два месяца (только на их обслуживание тратятся баснословные деньги, не говоря обо всем остальном).
Источник: https://novate.ru/blogs/070923/67374/