Зарегистрировано — 123 438Зрителей: 66 522
Авторов: 56 916
On-line — 14 388Зрителей: 2822
Авторов: 11566
Загружено работ — 2 123 334
«Неизвестный Гений»
Новости
Зуб Марии Магдалины и др артефакты из противоречивого наследия основателя Музея искусств Метрополитен
Большинство людей знают Джона Моргана как банковского магната Золотого века и основателя финансового учреждения JP Morgan Chase. Некоторые знают его как библиофила, ответственного за создание библиотеки Моргана в Нью-Йорке. Однако мало кто знает о том, что он был выдающимся американским коллекционером произведений искусства, в масштабах, сравнимых только с коллекциями произведений князей эпохи Возрождения и русских императриц. Будучи президентом, донатом и фактическим правителем Музея искусств Метрополитен, Морган сформировал самый значительный художественный музей Соединённых Штатов в соответствии со своими вкусами и видением.
Предыстория
Несмотря на то, что Морган собрал коллекцию произведений искусства, о которой никто из его соотечественников и мечтать не мог (более двадцати тысяч предметов всего за двадцать три года) - мотивы коллекционирования до сих пор остаются неясными. Предположения наводят на мысль, что он чувствовал гражданский долг привезти искусство мирового класса в Америку, поскольку у него были средства сделать это намного лучше, чем у любого из его современников. Вторая половина XIX века была эпохой, когда Соединённые Штаты всё ещё были весьма неполноценными в культурном отношении по сравнению с Европой и делали всё возможное, чтобы наверстать упущенное и компенсировать это. Таким образом, идея ввоза международных художественных ценностей для заполнения недавно созданных государственных культурных учреждений, таких как Метрополитен (многие из которых были созданы по той же причине), казалась патриотичной и привлекательной.
Морган не был коллекционером произведений искусства, пока ему не перевалило за пятьдесят. Некоторые люди предполагают, что смерть его отца, Джуниуса Спенсера Моргана, в 1890 году вдохновила этот коллекционный бум, поскольку полученное в результате наследство дало младшему Моргану достаточно богатства, чтобы приобрести практически любые произведения, которые он только мог пожелать. Однако его привычки к коллекционированию проявились не внезапно, поскольку он уже начал свою более известную коллекцию редких книг и рукописей.
Вкусы Джона определить ещё сложнее, чем его мотивы, особенно из-за его привычки приобретать целые коллекции за раз. Разумеется, он не покупал без разбора, а полагался на советы своего доверенного библиотекаря Белль да Коста Грин, а также консультантов по искусству, таких как влиятельный арт-дилер Джозеф Дювин и эксперты из Метрополитен. Но с точки зрения периодов времени, стилей и тематики коллекций, которые он собрал, возникает несколько вопросов. Он тяготел к европейскому искусству, но также коллекционировал древнеегипетские, ближневосточные, византийские, исламские и азиатские предметы.
У него определённо был сильный вкус к религиозному искусству и литургическим предметам, таким как реликварии и драгоценные рукописи, вероятно, благодаря его собственной глубокой христианской вере. Его коллекция варьировалась от античности до относительно недавнего времени, но он никогда не собирал современное искусство или искусство американцев какой-либо эпохи. Неясно, насколько ему нравились его предметы и сколько он собирал просто ради обладания ими.
Основные экспонаты художественной коллекции Джона включают алтарь Рафаэля Колонна, позднесредневековую реликварию, в которой, как говорят, находится зуб Марии Магдалины, набор ассирийских царских рельефных табличек из дворца Ашшурнасирпала II, набор декоративных расписных панно Фрагонара, картины Вермеера и других голландских мастеров, роскошные средневековые изделия из слоновой кости и многое другое. Эмали, византийские и раннехристианские предметы, французская и британская живопись XVIII века, произведения итальянского Ренессанса, европейский и азиатский фарфор, египетские древности, большие и маленькие, ковры и гобелены — вот лишь краткий перечень.
Морган и Метрополитен
После смерти Джона в 1913 году его сын Джек передал около семи тысяч ценных произведений искусства из коллекции Музею искусств Метрополитен. Музей надеялся получить всё, но коллекционер посчитал ассортимент слишком большим для какого-либо одного учреждения. Позже Джек (единственный наследник коллекции произведений искусства) раздал эти предметы. Те предметы, которые так и не попали в Метрополитен, были проданы через арт-дилера Джозефа Дювина и были охотно скуплены другими амбициозными коллекционерами произведений искусства, особенно Генри Клеем Фриком, и часто попадали в другие крупные американские музеи, такие как Национальная галерея искусств в Вашингтоне. Например, знаменитая комната Фрагонара из коллекции Фрика ранее принадлежала Моргану. Атенеум Уодсворта на родине Моргана в Хартфорде, штат Коннектикут, также получил в дар более тясячи предметов. Магнат ранее пожертвовал деньги на строительство Мемориального здания в честь вклада его отца в это учреждение, а его дед также покровительствовал Уодсвортам. Отношения Моргана с музеем Метрополитен были очень тесными и длились десятилетиями, что делало надежды музея на получение всей коллекции вполне обоснованными.
При жизни Джон был меценатом, попечителем, президентом и, по сути, правителем музея. Соответственно, он оказал большое влияние на направление, в котором развивалось учреждение, используя своё богатство и влияние, чтобы сформировать учреждение в соответствии со своим собственным видением. Он обладал там невероятной властью и, похоже, не отличался особой терпимостью к тем, у кого было иное видение музея. Отчасти это означало влияние на собственные решения Метрополитен-музея о приобретении при его жизни, контроль за тем, какие предметы музей приобретёт за счёт собственных средств и пожертвований других лиц, а также за счёт того, что он сам жертвовал предметы. Таким образом, по желанию Джона в Метрополитен поступило больше предметов, чем просто те, которые были отмечены его пожертвованием.
Библиотека Моргана
Джон никогда не основывал собственного музея, но его сын сделал это посмертно от его имени. Это знаменитая библиотека Моргана, хранилище иллюстрированных рукописей, редких книг, гравюр, рисунков и предметов роскоши, связанных с книжным искусством. Она основана на личной библиотеке Моргана, дополнении к его дому на Манхэттене, спроектированном Маккимом, Мидом и Уайтом, в котором находится его офис и обширная коллекция книг. Как архитектура в стиле палаццо, так и богато расписанный и позолоченный интерьер были вдохновлены итальянским Ренессансом. С тех пор музей продолжал пополнять свою коллекцию и расширил своё здание пристройкой в стиле модерн, спроектированной Ренцо Пиано.
Среди достопримечательностей музея - сказочно богато украшенные средневековые переплёты для религиозных рукописей, редкая коллекция коптских рукописей в оригинальных переплётах, несколько сотен офортов Рембрандта, древние ближневосточные цилиндрические печати, музыкальные рукописи некоторых самых известных композиторов западного мира, инкунаблы (ранние печатные книги) Гутенберга, иллюстрированная средневековая Библия крестоносцев, и это лишь некоторые из них. Заслуга в создании этого ансамбля принадлежит не только Моргану, но и Белль да Коста Грин, очаровательной героине.
Грин происходила из известной афроамериканской семьи (хотя и выдавала себя за португалку) и познакомилась с Морганом через его племянника, когда работала в библиотеке Принстонского университета. Начав с должности личного библиотекаря и главного советника, она стала одним из самых уважаемых американских библиотекарей всех времён, видным общественным деятелем и первым директором библиотеки Моргана как государственного учреждения. Библиотека была таким же достижением Грин, как и Моргана. Примечательным остаётся то, что эта необыкновенная женщина не была забыта несмотря на то, что работала в основном в мужской сфере коллекционирования книг начала ХХ века.
Наследие
Противоречивое наследие Моргана лучше всего представлено не произведениями искусства, а экономическим событием: финансовой паникой 1907 года. Работая в своём роскошном кабинете в здании, которое сейчас является библиотекой Моргана, Джон практически в одиночку организовал разрешение кризиса на Уолл-стрит. Поступая таким образом, он осуществлял гораздо больший контроль над национальной экономикой и без колебаний использовал ситуацию к своей огромной финансовой выгоде. Его отношения с Метрополитеном были аналогичными; он многое дал музею, но в то же время полностью доминировал в нём, исключал тех, кто с ним не соглашался, и извлекал выгоду из этого соглашения как частный коллекционер.
Он считал себя американской версией семьи Медичи, гораздо влиятельнее сказочно богатых банкиров-коллекционеров произведений искусства, оказывающих огромное влияние на своё окружение. Как и они, его можно рассматривать либо как просвещённого филантропа, либо как властолюбивого олигарха, в зависимости от ситуации и точки зрения. Он коллекционировал предметы, принадлежавшие членам королевской семьи, и сам создал библиотеку, подобающую принцу эпохи Возрождения. Эмблема Киджи, другой крупной итальянской банковской семьи, буквально украшает стены кабинета Моргана, мебель для которого была разработана на основе образцов происхождения Медичи. Однако такое доминирующее, княжеское отношение на самом деле не работало в Америке. Людям было не по себе от его действий даже в условиях относительной свободы для всех, какой была экономика Золотого века. Наследие Моргана как коллекционера произведений искусства стало на удивление бледным. Его вклад в Метрополитен был настолько тщательно интегрирован в музей, что большинство людей сегодня о нём не знают.
Несмотря на всё влияние Джона, он стал всего лишь одним богатым спонсором среди многих. На самом деле, его присутствие гораздо более заметно в Уодсвортском Атенеуме, чем в Метрополитен-музее. Работы, проданные его поместьем, перешли к другим коллекционерам, которые передали их в дар музеям под своими именами. Независимо от того, насколько значителен его вклад и влияние, репутация Моргана как коллекционера произведений искусства была затмена такими людьми, как Генри Клей Фрик и Изабелла Стюарт Гарднер, чьи отдельные художественные музеи сохранили свои имена и наследие. Как бы то ни было, библиотека Моргана – единственное учреждение, действительно носящее имя – является его единственным заметным художественным и культурным памятником.
Комментарии:
Нет комментариев🌹
Присоединяйтесь