Одним из черных бизнесменов был Михаил Исаев, который воспользовался тяжелым временем и сколотил состояние. Этот человек во время Великой отечественной войны сумел устроиться снабженцем. В его обязанности входило курирование поставок продовольствия, направляемого в военные части и столовые по всей стране.
Сначала Исаев просто воровал по мелочи (хлеб, яйца и т.д.), и постепенно понял, что на этом можно заработать. Мужчина стал жить лучше, а питаться сытнее. Его гадкий бизнес постепенно развивался, и вскоре так разросся, что понадобилась «крыша». Ей стал некто Горелов, бывший уголовник. Схема была проста: Исаев передавал своему помощнику секретные данные, касающиеся следования продовольственных составов. Горелов же, собрав банду, нападал на поезда с целью ограбления.
Так продолжалось все то время, что шла война. Но и в мирные послевоенные годы Исаеву удалось сохранить должность. Он все так же жил, как хотел, не заботясь о деньгах. В его квартире постоянно собирались компании, устраивались шумные посиделки, с алкоголем. Соседи жаловались, но Исаеву удалось подкупить участкового. К счастью, личность хлебного воришки привлекла внимание ОБХСС. Когда вскрылись истинные масштабы преступной деятельности мужчины, все были поражены. Наказание было строгим — двадцать пять лет тюремного срока.
Когда война закончилась, люди стали постепенно возвращаться к нормальной жизни. Во всех городах СССР заработали рюмочные и иные питейные заведения, которые не страдали от недостатка посетителей. Спекулянты алкоголем были в ярости — деньги ускользали из рук. В то же время в «алкогольной» сфере существовал дефицит, поскольку государственный контроль был налажен плохо. Потому некоторые нечетные личности воспользовались ситуацией, извлекая из нее выгоду.
Например, на Кавказе и в Молдавии главным по производству алкогольной продукции был руководитель Главвина Николай Мирзоянц. Он вовсю пользовался своим положением — получал немалые взятки от тех, кому помогал с назначением на должности руководителей ликероводочных заводов. Деньги лились рекой, но Мирзоянцу все было мало. И в его мозгу возник хитроумный план: поставлять на предприятия более концентрированную основу для изготовления и продажи неучтенного товара.
Афера удалась, и мужчина стал еще более богатым. Компании, шумные, развязные гости в его доме присутствовали почти ежедневно. На это и обратили внимание правоохранительные органы. Мирзоянц попал под подозрение и вскоре был арестован. В 1952 году решением суда он был приговорен к тюремному заключению. Так закончилась деятельность алкогольного короля СССР.
Появлялся черный бизнес и в областях, не связанных с питанием и алкоголем. Например, в пятидесятые годы в СССР были очень популярны грампластинки. Это был настоящий бум! Граждане выкладывали немалые суммы, чтобы приобрести пластинки с записями известных отечественных и зарубежных исполнителей. Люди выстаивались в огромные очереди чтобы купить черные диски. Этим воспользовался Дорошенко, который в то время занимал солидную должность: был начальником Апрелевского завода, производящего грампластинки. (Это предприятие было очень мощным. Еще в начале тридцатых годов оно являлось основным изготовителем грампластинок в Советском союзе. На заводе трудились 1000 рабочих, а в год производилось не менее девятнадцати миллионов грампластинок.) Поняв, что товар пользуется огромным спросом, Дорошенко решил использовать это в целях наживы. Но уже на этапе продумывания преступного замысла мужчина выяснил, что один не справится. Потому он пригласил в подельники заведующего сбытом готовой продукции Миронова, а также Оськина, который заведовал складом на заводе.
Была придумана простая, но эффективная схема. За взятки преступная группа под руководством Дорошенко покупала сырье, из которого штамповали грампластинки. Потом они нелегально поступали в магазины. Банда разрослась очень быстро, и вскоре включала несколько десятков членов. Пиратские грампластинки покупали, как горячие пирожки, доход у группировки был очень большим.
Дорошенко был ослеплен деньгами и перестал соблюдать осторожность. Он сильно завидовал спекулянтам, которые «толкали» меховые изделия или продавали валюту: у них дело шло быстро, прибыль накапливалась тоже с большой скоростью. С грампластинками так не получалось: нужна была осторожность и терпение. Стоимость одной пластинки была явно ниже, чем у шубки или же сапог. И потом, пластинку надо было еще сделать. В середине пятидесятых годов правоохранительные органы проверили магазины, где в последнее время постоянно «выбрасывали» дефицитные пластинки, причем в большом объеме. В 1957 году было арестовано немало народу. Это банда Дорошенко и ему подобных, а также директора торговых точек и фабрик. В тюрьму были отправлены более семидесяти человек.