Учёные считают, что башни были возведены древними тибетцами и цянами, древним народом, поселившимся в северо-западной провинции Сычуань. Сооружения имеют разнообразные формы. Некоторые из них квадратные, другие шестиугольные или восьмиугольные. Их даже называют «звёздными» из-за их необычных форм.
Некоторые исследователи предполагают, что эти необычные, высокие здания строили в важных стратегических точках в качестве сторожевых и оборонительных сооружений. Также они несли функцию хранилищ. Возможно, продуктов на случай осады или ценных товаров, которые перевозили караваны по древнему чайному пути.
На западе впервые о гималайских башнях заговорили после выхода книги Изабеллы Берд «Среди тибетцев» в 1894 году. Берд была первой женщиной, принятой в Лондонское Королевское географическое общество. Позже об этом писала Фредерика Даррагон, которая посвятила жизнь изучению необычных каменных сооружений.
Башни располагаются в городах и деревнях, а также в незаселённых районах. Всего учёные насчитали около 1000 башен. Почти три сотни из них в идеальном состоянии, а остальные находятся в разной степени заброшенности. Самые высокие достигают впечатляющей высоты 60 метров, а самая распространённая форма имеет форму звезды с постепенно сужающимися стенами снизу вверх. Камни грубые и укладываются на земляной или глиняный раствор без использования цемента. Внутренние этажи поддерживаются деревянными балками и соединены между собой лестницами, также изготовленными из дерева. Это основная модель башен Тибетского нагорья.
Интересно, что те башни, верх которых имеет квадратную форму, сегодня заброшены и лежат в руинах. Исследователи полагают, что они служили для демонстрации престижа семьи, воздвигнувшей их.
Фредерика Даррагон в своих исследованиях продвинулась настолько, чтобы определить время возведения и вероятные цели. Затрудняло работу то, что точных записей об этом найдено не было. Радиоуглеродное датирование показало, что те башни, которые уцелели на сегодняшний день, были построены между 2 и 16 веками. Территория, которую они охватывают, равна трети такой страны как Франция.
Даррагон разделила сооружения на четыре условные группы. Каждая из них расположена в определённом географическом кармане, соответствующем традиционным землям определённого древнего племени. Форма, место расположения и архитектурные характеристики уникальны для этого региона. Величественные древние башни — это, безусловно, шедевр архитектуры и выдающийся образец для включения в список ЮНЕСКО.
Несмотря на все эти данные, некоторые китайские исследователи утверждают, что на самом деле это оборонительные башни конца 17 — начала 18 веков. Первые описания китайскими источниками этих башен восходят к эпохе династии Мин (1368-1644). По мнению тибетского писателя Джамуянга Норбу, в 18 веке башни сыграли важную роль в защите тибетских королевств Бен, Рабден и Цанла от империи Цин, хотя против пушек они ничего не могли сделать. Потом башни частично разбирали для сооружения других общественных зданий. В 2008 году большинство уцелевших башен выдержали землетрясение в Сычуани.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/120423/55953/