В 1919 году в РСФСР начали активно решать квартирный вопрос. Было выпущено постановление Наркомздрава о том, что в соответствии с санитарными нормами на каждого человека, проживающего в квартире, норма живой площади должна составлять 9,1 квадратный метр. В стране происходил раздел имущества зажиточных людей — его (как в то время считали справедливо), делили между трудящимися гражданами. Потому в коммуналки первыми заселились так называемые «бывшие люди», то есть те, кто по каким-то причинам свою собственность потерял. Постоянно происходили дополнительные поселения — в квартиры въезжали деревенские жители, не обеспеченные граждане, фронтовики. Правила были достаточно жесткими: одна квартира делилась на 4-5 семей, а если учесть, что в то время семьи были достаточно большими, то в одной квартире могли проживать до 30 человек. Бывали случаи, когда в коммуналке ютилось более ста жильцов.
В 1930 году норма жилой площади была уменьшена. Так, в Москве она составляла 5 квадратных метров, а в провинциальных городах могла быть катастрофически маленькой (2,2 квадратных метра). Конечно, в таких условиях жить было не просто, особенно если в семье были дети. О такой роскоши, как отдельная «детская» просто и не думали. Но все же люди предпринимали действия, чтобы дети существовали комфортно. Для них оформляли так называемые уголки, отгораживая площадь обычными занавесками или же фанерой.
С хранением продуктов также возникали сложности, ведь до войны холодильников ни у кого не было. Чтобы продукты не испортились, их вывешивали за окно, однако в теплое время года это не помогало. Существовали правила проживания в коммуналке. На стене в коридоре можно было увидеть список-график, где было указано, кто и когда должен мыть места общего пользования. Мог быть назначен и час отхода ко сну, который следовало соблюдать, несмотря на то, что по закону ещё можно было бодрствовать. Конечно же, не все жильцы старались соблюдать порядок, но всё же большинство предпочитало жить в согласии.
Конечно, проживая в таких условиях, люди особенно трепетно относились к личному пространству. Свою комнату берегли, старались сделать её уютной и комфортной, достать мебель, ковер, шторы, прочие необходимые предметы. Это было единственное место, где человек мог уединиться, потому что и коридор, и кухня, и ванная, и туалет были общими. Около входной двери, на лестничной площадке, находились кнопки звонков. Под каждым висела табличка с фамилией жильца. Это было сделано для того, чтобы люди не бегали открывать дверь посетителю, который пришел в гости к соседу. Встречались очень дружные коммунальные квартиры, где семьи дружили, «подкидывали» друг другу детей, когда с ними нужно было посидеть, угощали обедом, отмечали праздники, да и вообще несмотря на тесноту жили неплохо. Но чаще было наоборот.
Туалет и ванная — это отдельная «песня». Жители коммуналок очень редко, а в целом никогда, не нежились в ванне, в пене, не расслаблялись там, как это любят показывать в современных фильмах. Ведь в любой момент соседи могли высказать свое недовольство тем, что ванная комната занята слишком долго. Ну и самой главной причиной было то, что люди боялись подцепить какую-нибудь заразу, поскольку, к сожалению, говорить о чистоте коммунальной ванной не приходится. С посещением уборной тоже были связаны определённые обряды. Люди делали специальные ободки, которые клались на унитаз, и с ними ходили в туалет. Иногда надписанные «личные» стульчаки висели на стене в туалете. Газеты (а впоследствии и туалетной бумаги) в туалете не было: каждый приносил ее с собой. Ведь практически в каждой квартире жил жулик, которые был не прочь присвоить чужое имущество.
Чаще всего коммунальные квартиры были в ужасном состоянии. О косметическом ремонте жильцы даже и не мечтали. В коридорах стояли и пылились шкафы, старые кровати, мешки, сундуки, лыжи и прочие вещи, которые вечно падали, грохали, мешали пройти. К сожалению, многие люди были просто равнодушные к чистоте и порядку. Немало проблем возникало и с приготовлением еды. Если в кухне было достаточно конфорок, то ссор обычно не было. Если же их не хватало, или же места было слишком мало, то приходилось составлять строгий график готовки. А это неизменного вызывало ссоры, пререкания, скандалы
Кстати, а скандалах. Если принять во внимание все те сложности, которые описаны выше, то понятно, что без ссор люди просто не существовали. Кого-то раздражал валяющейся хлам, другому не нравились общие правила проживания, и он нарушал постоянно, а были люди, которые просто не переносили чужих людей рядом с собой. Чтобы немного сгладить ситуацию, в 1927 году появились примирительно-конфликтные комиссии по жилищным делам. Они были призваны помочь соседям при конфликтных ситуациях, примирить их, подтолкнуть к принятию правильного решения. К сожалению, с этой функцией комиссии не справлялись. В коммуналках продолжали ссориться, строить друг другу мелкие козни, и мечтать об отдельной квартире. Так происходит и сегодня, поскольку проблема коммунального проживания до сих пор не решена.