Зарегистрировано — 123 438Зрителей: 66 522
Авторов: 56 916
On-line — 14 381Зрителей: 2820
Авторов: 11561
Загружено работ — 2 123 337
«Неизвестный Гений»
Новости
Как телевизор случайно помог найти картину фламандского мастера эпохи Возрождения Брейгеля-младшего
Картину в маленькой гостиной по привычке называли «Брейгель», хотя всем в семье было очевидно, что это – подделка, копия. Большой холст не бросался в глаза, частенько закрытый наполовину дверью; куда большим интересом пользовался телевизор, все в той же комнатке. В этот домашний интерьер в декабре прошлого года и попал аукционист Мало де Люссак, пришедший по просьбе хозяев для предварительной оценки дома. Тут-то и открылась подлинная история картины.
Не «тот самый», но все же Брейгель
Де Люссак, представитель фирмы «Дагерр Валь де Луар», назвал это самым большим сюрпризом в своей карьере. Даже не увидев картину целиком, он сразу понял, что к ней приложил руку фламандский мастер эпохи Возрождения, что подтвердилось позже во время экспертизы. Речь о Питере Брейгеле Младшем, не столь выдающемся художнике, каким был его тезка-отец, но по-своему замечательной фигуре в истории живописи.
Питер Брейгель Младший родился в Брюсселе в 1564 году; отец его, знаменитый фламандский живописец, умер, когда его старшему сыну было пять лет, а младшему, Яну, всего один год. Спустя еще девять лет умерла и мать – и мальчики попали на воспитание к бабушке, которая была и вдовой художника, и сама занималась написанием картин-миниатюр. По некоторым сведениям, именно она, Майкен Верхульст, стала первой учительницей братьев на ниве изобразительного искусства.
Позже Питер попал в ученики к художнику-пейзажисту Гиллису ван Конинкслоо, писал виды природы, религиозные сюжеты. Но все больше времени у молодого Брейгеля уходило на работу по тиражированию отцовских произведений. Картины Питера Брейгеля Старшего стоили недешево, но спрос на них был настолько велик, что можно было смело повторять самые популярные сюжеты, воспроизводить их в десятках отдельных произведений. Если рука копииста была точна и подражала стилю работы гения, покупатели таких холстов не переводились.
Питер Брейгель Младший открыл в Антверпене мастерскую, которая занималась в основном копированием картин его отца, причем зачастую под рукой не было оригиналов холстов – только гравюры по ним. Считается, что младший Брейгель сделал очень много для изучения и сохранения наследия отца. Но сын порой занимался и собственными сюжетами – и недавно найденная так называемая «подделка» относится именно к такой категории произведений.
Сюжет, придуманный и многократно повторенный Брейгелем-младшим
В Лувре выставляется один из вариантов все того же сюжета – художник повторял его не менее двух десятков раз, внося определенные изменения по части деталей, но сохраняя неизменный «брейгелевский» стиль. «Деревенский адвокат» представляет собой одну из сценок из повседневной жизни селян – общение с местным юристом, от которого ждут решения важных для себя вопросов, не поскупившись на подарки за уделенное время и внимание.
Корзины, свертки, разная снедь, что держат в руках почтенные деревенские жители, представляют собой подношения адвокату, фигуре достаточно важной для сельской жизни того времени, чтобы собирать своего рода «подати» от населения в оплату своих услуг. Недаром раньше картина носила название «Оплата десятины», впоследствии измененное. Действительно, создается впечатление, что люди пришли ради того, чтобы сделать какой-то обязательный взнос в натуральном виде в адрес важного чиновника.
Картины Питера Брейгеля Младшего, воспроизводящие этот сюжет, есть сразу в нескольких музеях, но все они меньше по размеру – до 75 сантиметров в высоту и до 120 – в ширину. Новая, точнее, вновь обнаруженная версия того же сюжета, написана на холсте гораздо большего размера – 112 на 184 см, что делает эту картину довольно интересным явлением. Написана она, как заключили эксперты, в период между 1615 и 1617 годами – тогда художнику было от 51 до 53 лет.
Всего он прожил 72 года, завел семью и детей, один из которых пошел по стопам отца, деда, дяди и тоже стал художником. Самой дорогой на сегодняшний день работой Питера Брейгеля Младшего считается «Битва Масленицы и Поста», произведение, ушедшее с молотка лондонского аукциона в 2011 году за 10 миллионов долларов. А что же насчет холста, осевшего на долгие десятилетия на стене напротив телевизора?
Что стало с картиной?
Купили ее, вероятнее всего, как оригинал произведения Питера Брейгеля Младшего (это произошло примерно в 1900 году), но по прошествии лет, после смены нескольких поколений владельцев картины, «подлинность» эта почему-то была забыта. В семье привыкли, что дома висит и в некотором смысле собирает пыль «Брейгель», но были уверены, что это лишь подделка, подражание одному из мастеров северного Возрождения.
В результате найденная картина была продана на недавнем аукционе в Париже за 780 000 евро (845 000 долларов) покупателю из Швейцарии, который, как и семья-продавец, пожелал остаться неназванным. Стоит отметить, что и раньше приобрести картины Брейгеля-старшего или Брейгеля-младшего стоило немалых денег: позволить себе заполучить домой картину кисти этих фламандцев могли только состоятельные ценители искусства.
Благодаря Питеру Брейгелю Младшему сохранились такие сюжеты его отца, которые в другом случае оказались бы утерянными. Фламандец не только создал целый поток картин, повторяющих полотна и стиль Брейгеля-старшего, но и внес свою лепту в изучение мастеров прошлого. Среди своеобразных рекордов – повторения «Крестьянской свадьбы» Брейгеля-старшего, которая насчитывает в общей сложности около сотни версий.