16+
Лайт-версия сайта

Новости

О чём рассказали учёным фрески древнего христианского царства, просуществовавшего в Африке 1000 лет и исчезнувшего навсегда



Государство Судан раньше носило название Нубия. Здесь, как и в Древнем Египте, строили пирамиды, в которых хоронили царей. Но не только этим примечательны эти древние африканские земли. Когда-то в течение почти тысячи лет в Нубии существовало христианство. Здесь стояли величественные храмы, в которых совершались литургии. А стены этих храмов украшали самобытные фрески. От христианских государств в исламском Судане уже практически ничего не осталось, а на поминают о них уникальные фрески, лишь чудом обнаруженные и спасенные археологами 60 лет назад.



Африканские христиане

Христианская цивилизация, о которой почти никто не знал ни в католической Европе, ни на православном Востоке, существовала здесь почти тысячу лет.

 

Особенно широко христианство в Нубии было распространено в IV веке. Было переведено с греческого на древненубийский язык священное писание, на этом африканском языке в местных храмах служили литургии.

В Cредние века в Нубии существовало три основных христианских царства – Макурия, Нобатия и Алодия (Алва). Столицей самого северного из них – Нобатии – был город Фарас.

Нубийцы строили храмы, которые украшали великолепные фрески и иконы с изображением святых – все они были написаны хотя и в византийском стиле, но с особым местным колоритом. Примечательно, что Христа, Богородицу и ангелов на фресках нубийские художники изображали светлокожими, а местных царей и епископов – темнокожими.

В Древней Нубии существовало три крупных христианских царства.

 

В Древней Нубии существовало три крупных христианских царства.

 

Закатом христианства в Нубии можно считать конец XIV – начало XV века. Под давлением пришедших к власти мамлюков на эти территории стали переселяться арабские племена из Верхнего Египта. Всё усугублялось тем что местные цари того периода были мусульманами. Единственное исключение – расположенное на юге царство Дотаво, которое даже после падения Алвы оставалось христианским и в котором пока ещё сохранялись нубийский язык и письменность. В XIV веке там даже существовала архиерейская кафедра, о чем свидетельствует до сих пор сохранившееся надгробие епископа с указанием года его хиротонии (1372). И даже поле того как Нубия в XVI веке была завоевана окончательно, Дотаво еще умудрялось сохранять в той или иной степени независимость.

Древняя коптская надпись о преобразовании храма Дендур в церковь.

 

Древняя коптская надпись о преобразовании храма Дендур в церковь.



Хотя источников о том, что происходило в стране c XV по XVII век, почти не сохранилось, ученые уверены, что христианство существовало на этих землях и тогда. Путешественники тех лет писали, что в Нубии оставалось несколько христианских общин – например, на нильском острове Танкусси недалеко от Старой Донголы. Также известно, что в 1540 году группа нубийских христиан обращалась к императору христианской Эфиопии с просьбой прислать им священнослужителей.

Но все-таки в конце концов христианство здесь исчезло окончательно. Даже в Алве, которая считалась одним из самых мощных центров христианства, жители постепенно переняли язык и культуру завоевателей-чужаков, и в настоящее время это чисто арабский район.

О чём рассказали случайно обнаруженные фрески

Увы, поскольку эта христианская культура была изолирована, она постепенно растворилась – по естественным причинам ислам её вытеснил. Однако в Судане – государстве, на территории которого когда-то располагалась Нубия – до сих пор находят останки древних христианских церквей и даже монастырей. Самый известный такой случай произошел в 1960 годы.

Одна из великолепных настенных картин.

 

Одна из великолепных настенных картин.



В Египте на реке Нил при поддержке СССР решили построить гигантскую гидроэлектростанцию. Поскольку после установки будущей плотины возникал риск затопления местных археологических памятников, которые еще пока не раскопаны, власти Египта и граничащего с ним Судана попросили помощи у иностранных ученых. В числе специалистов, приехавших спасать археологические ценности под эгидой ЮНЕСКО, была группа польских археологов, которыми руководил ученый Казимеж Михаловский. Они работали на холме в районе города Фарас. Археологи предполагали, что здесь находятся руины древнеегипетского храма. Углубившись на 30 метров, они, действительно, наткнулись на некое строение, однако оказалось, что это наследие вовсе не древних египтян, а христиан: на камне был изображен лик Архангела Михаила, а по мере раскопок строения обнаружились и другие христианские фрески – всего около 170.

Макет найденных руин собора в варшавском музее (слева). Нубия на карте позапрошлого века (справа).

 

Макет найденных руин собора в варшавском музее (слева). Нубия на карте позапрошлого века (справа).



Стенные росписи выполнены в технике альсекко. Это рисунки на твердой высохшей штукатурке, которая после нанесения изображений вторично увлажняется. При этом применяются особые краски, к которым добавляют яйцо, растительный клей и известь. Такой состав удобно наносить, он ровно ложится на поверхность и позволяет наносить большое число изображений за короткое время.

Оказалось, что найденное поляками здание – кафедральный собор нубийской церкви. Обнаруженный археологами собор в Фарасе – один из множества храмов, существовавших в этих местах много веков назад.

 

 

Большую часть фресок удалось сохранить.

 

Большую часть фресок удалось сохранить.



Епископство в городе Пахорасе (так в те времена назывался Фарас) установили в 20-е годы VII века. Работы по возведению собора были начаты при эпископе Этиосе. Нубийский храм представлял собой базилику, построенную из блоков, материалом для изготовления которых служил местный песчаник.

Одна из древних фресок.

 

Одна из древних фресок.



Фрески в варшавском музее.

 

Фрески в варшавском музее.



В начале VIII века почти всю базилику Этиоса разобрали, а на её месте был построен новый собор – более высокий. Вместо пяти нефов сделали три. На этот раз нижнюю часть собора построили из известняка, и верхнюю – из кирпича.

В числе изображённых сцен – Рождество Христова, ангел, спасающий праведника. Также интересна фреска, на которой изображена мать Богородицы, святая Анна. Она приложила палец к устам. Ученые связывают этот жест с тем, что у христиан-нубийцев было принято произносить молитвы не во весь голос, а шепотом. Часто при этой люди прикладывали палец к губам, демонстрируя тем самым, что злые силы не смогут завладеть их устами и душой.

Святая Анна. Знаменитая нубийская фреска.

 

Святая Анна. Знаменитая нубийская фреска.



Древние христиане оставили после себя память, хотя Судан теперь мусульманская страна.

 

Древние христиане оставили после себя память, хотя Судан теперь мусульманская страна.



Кстати, праведная Анна была очень почитаема у нубийских христиан – как в других странах верующие обращаются в своих молитвах к Богородице, так в Нубии матери и жены просят помощи и заступничества у бабушки Христа.

Чтобы древние фрески не затопило после запуска ГЭС, специалисты сняли их, провели восстановительные работы и перевезли в музеи. Часть можно увидеть столице Судана Хартуме, другие же выставлены в Национальном музее в Варшаве.

Нубийские фрески восхищают своей древней красотой.

 

Нубийские фрески восхищают своей древней красотой.



Заветный список в нише собора

В ходе раскопок собора был обнаружен еще один уникальный памятник нубийского христианства – Список епископов Фараса (размером 58 на 87 см). Он располагался в одной из стенных ниш и включал имена 27 епископов, а также даты их служения и их смерти. Самые древние записи датируются 902 годом. Надписи нанесены на двух языках – греческом и коптском. Этот список очень помог в изучении истории нубийской и коптской живописи, а также в составлении хронологии событий того времени. Сейчас список можно увидеть в музее Судана в городе Хартуме.

Список в нише собора (слева). Польский ученый Казимеж Михаловский (справа).

 

Список в нише собора (слева). Польский ученый Казимеж Михаловский (справа).



Интересно, что первые 15 записей, судя по почерку, были нанесены одним и тем же человеком, а затем (видимо, после его смерти) писали уже другие люди, причем некоторые слова были нанесены на поверхность повторно – местные христиане проводили что-то вроде реставрации.

Эти уникальные изображения сохранились лишь чудом, ведь их могло затопить.

 

Эти уникальные изображения сохранились лишь чудом, ведь их могло затопить.


Текст: Анна Белова

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/020423/55879/

 

 




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Супер хит - Не судьба..

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft