Смелые скульптурные формы, чистые линии, минимализм и необычные материалы… Так описывают странные работы Линды ванн Никерк, которая родилась в Южной Африке, а теперь живет в долине Хуон на юге Тасмании, среди природы, почти не тронутой цивилизацией. Ее проекты несут в себе следы эстетики африканского декоративно-прикладного искусства и той природной среды, которая окружала ее с детства; в них есть мрачноватая, дикая красота и обжигающая современность, актуальность решений.
Крупные, акцентные украшения не прячутся скромно в вырезе блузки или под рукавом – они используют тело своей обладательницы в качестве фона. Они призваны пробуждать в «носителях» смелость и гордость. Главное в них – куски дерева, ветки и коряги, которые выступают смысловой и композиционной доминантой. Работы Линды выставлялись по всей Австралии и в Нью-Йорке. Она была номинирована на несколько престижных премий в области современного ювелирного искусства, а в 2010 году получила награду Tasmanian Design Award.
Дания Челмински живет и работает в Израиле и экспериментирует с ювелирными изделиями с 1989 года. Ее интересуют естественные науки, дизайн, геммология, музыка и театр, а потому ее украшения – истории об отношении людей к окружающему миру – совмещают в себе множество разноплановых материалов и оттенков смысла. Художница использует дерево, но не только – она любит сочетать органические и синтетические материалы, твердые и пластичные, созданные с нуля и найденные под ногами. Для нее важно сохранение традиционных технологий, особенно в работе с металлом, и инновационные методы переработки и вторичного использования материалов. Так с надоевшими бусами срастается ветка, а металлолом, «подружившись» с деревом, приобретает вторую жизнь.
Нина Морроу, жительница Нью-Мексико, заинтересовалась работой с деревом, когда жила на Гавайях. После экспериментов и творческих поисков, уже будучи дома, она принялась искать интересные материалы на берегах Рио-Гранде. Тополь, можжевельник, выброшенные кем-то деревянные доски стали для нее особенно ценными потому, что ценности-то никакой не представляли – они были бесплатными. Нина поняла, что может удовлетворить свой интерес к дизайну, масштабу и пропорциям украшений, не тратя на это кучу денег – и получить впечатляющий результат. Это ли не сбывшаяся мечта? Кроме того, работа с деревом не требует значительных усилий и дорогостоящих инструментов. Так что Нина использует краски, выжигатели по дереву и дремель с несколькими насадками. Для нее исключительно важен близкий, «ручной» контакт с материалом, потому что это позволяет контролировать каждую мелочь, отслеживать каждый этап превращения коряги с берега реки в модное украшение. Сегодня ее особенно интересуют конструкции ожерелий и способы соединения бусин – то есть вопросы чисто инженерные, которые, тем не менее, и становятся решающими при создании украшений.
Джулия Тернер получила степень M.F.A. в 1995 году, преподавала в Калифорнийском колледже искусств и Академии ювелирных искусств Ревир. Ее мастерская расположена в районе Mission District в Сан-Франциско – и столы в этой мастерской заставлены макетами, демонстрирующими напряженные творческие поиски. Работы Джулии отмечены множеством премий, хотя на первый взгляд – просты и даже непритязательны. В них – утонченный минимализм, поэтичная геометрия, контраст фактур, поверхностей, технологий. Резьба по дереву, традиционная эмаль, лаки и краски… Использование природных и индустриальных материалов для Джулии – история о взаимодействии человека и природы, о случайных взаимодействиях, конфликтах и сотворчестве.
Кристина родилась и выросла в Италии, после окончания факультета языков и литературы переехала в Эдинбург, чтобы преподавать итальянский язык, а в июне 2012 года получила степень магистра ювелирного дела в Эдинбургском колледже искусств. Годом ранее она удостоилась стипендии, позволившей изучать ювелирную индустрию в Сеуле, но вдохновила ее архитектура – контраст между небоскребами и древними храмами. Неравномерные, словно потертые красочные покрытия граненых элементов демонстрируют изменения материалов под влиянием времени и окружающей среды. Она сочетает дерево с благородными металлами, работает интуитивно, без предварительных эскизов, и, создавая одно украшение, часто находит идеи для последующих.
Финская художница Тери Толванен работает с деревом – и дополняет его полудрагоценными камнями, полимерной глиной, шелком, графическими элементами. Она нередко участвует в выставках и преподает (недавно коллектив студентов под ее руководством разработал серию керамических украшений, выполненных с использованием 3D-печати). Абсолютно в рамках традиции финского дизайна, ее работы выглядят ненавязчиво, естественно и элегантно – но с изрядной долей изобретательности.
Сяотун Го родилась в маленьком городке на востоке Китая, училась в Колледже искусств и дизайна Саванны, где и получила степень магистра в области ювелирной индустрии. Для нее украшения — это язык, язык интересный, многослойный, неограниченный и безграничный. В своих работах с использованием необработанного дерева Сяотун Го исследует проблему совершенства и несовершенства . С детства ее окружали люди, утверждавшие, что смысл жизни – в стремлении к совершенству. Однако идеал недостижим, а вот несовершенные, странные, подчас грубоватые, полные случайностей и иррациональности формы окружают нас повсюду, и они прекрасны. Так украшения с природными элементами становятся своего рода психотерапией.
Текст: Софья Егорова.