Зарегистрировано — 123 432Зрителей: 66 519
Авторов: 56 913
On-line — 12 198Зрителей: 2375
Авторов: 9823
Загружено работ — 2 123 241
«Неизвестный Гений»
Новости
Как успешный режиссёр стал плести иконы из льна, которые украшают коллекции в разных уголках мира
В апреле прошлого года не стало мастера, создававшего уникальные льняные иконы из крошеных узелков. Работы Владимира Денщикова есть в частных коллекциях по всему миру и он был признан создателем уникального стиля, аналогов которому просто нет. Уход талантливого художника прошел тихо и широко не освещался. А вот его наследие до сих пор ходит по интернету, восхищая людей в разных странах, которые даже не знают, кто автор этих удивительных икон. В нашем материале – история о том, как известный и успешный актер вдруг занялся «плетением» икон и откуда у него этот дар.
Всё началось со шляпки и кулонов
Владимир Денщиков родился в Киеве в 1952 году. Родители его были учеными, сам же он решил не идти по их стопам и окончил театральный институт. Большую часть жизни Денщиков жил в Крыму. Он работал в театре и снимался в кино. Его можно увидеть в небольших ролях в советских фильмах «Как закалялась сталь», «Будни уголовного розыска», «Юркины рассветы», в российских кинокартинах «Два товарища», «Бегущая по волнам» и так далее. Киноработ было немного, а вот на театральной ниве он добился большой популярности и даже получил звание народного артиста Украины.
Денщиков сыграл больше ста ролей в спектаклях, работал режиссёром и художником-постановщиком крымского театра им. М. Горького, преподавал в симферопольском Университете культуры сразу три дисциплины – актёрское искусство, сценографию и режиссуру.
Плести узелки артист начал еще в 1970-х, во время охватившей страну моды на макраме. Своему необычному хобби он старался уделять время, свободное от репетиций, спектаклей и съемок.
Начинал с «мелочей» – колье, сумочек и кулонов. Он дарил их жене, а однажды даже сплел ей элегантную шляпку.
«Сначала использовал льняной рыболовный шнур, делая из него украшения, – вспоминал художник. – Так что лён пришел ко мне случайно, но закрепился в творчестве надолго. Он ассоциируется с православием: прост, прочен, доступен. В нем ходили наши предки, он лечит. Недаром в старину носили льняные полоски на голове».
Постепенно Владимир перешел на более сложные работы – фантазийные картины и, наконец, иконы. Кстати, на их создание Денщиков в свое время получил благословение митрополита.
Владимир не раз рассказывал журналистам, как ему пришла в голову эта идея – плести именно иконы. Однажды в храме он посмотрел на образ Владимирской Богородицы: сама икона была написана на дереве, но оклад был серебряный и мелкие детали – металлические. Тогда он и подумал, что стоит, как он выразился, «дерзнуть» – сделать то же самое, но из льняных нитей.
Лён и только лён
«Рисовать иконы – самая сложная техника для художника-прикладника», – так он объяснял свой выбор направления в творчестве. А еще Денщиков вспоминал, что в его детстве учитель рисования всегда его учил: «Никогда ничего не повторяй. Придумывай всегда что-то свое».
От предложения «советчиков» вплетать в свои работы золотые и серебряные нити мастер всегда отказывался. Использовал только лен, причем его разные оттенки (не специально, а потому что плел из того, что в те годы можно было достать), отчего каждая икона получалась неповторимой. В одной его иконе можно насчитать от 1 млн. до 15 млн. узелков, и на создание каждой работы у матера уходило до полугода. Регламента не было – работал в свое удовольствие, для души.
«Макраме-коллаж» и «рукотворная ткань», из которой Денщиков создавал облачения святых (сами лики и их ладони рисовал маслом) – разработка, которая была крымским мастером официально запатентована. Толщина льняных нитей – полмиллиметра. Чтобы получилась ткань, Владимир смачивал их в воде и затем совмещал одна с другой. Затем украшал иконы узелками. Так, шаг за шагом, создавались шедевры.
А после того, как артист перенес инсульт, он занялся вязанием и плетением уже основательно, ведь развитие мелкой моторики очень полезно для восстановления организма. Поскольку писать лики маслом самостоятельно уже было тяжело, в этом ему стала помогать знакомая крымская художница.
Помогала профессия режиссёра
Денщиков объяснял, что сначала он выполнял работы на плоскости, а потом придавал им объём, что для него было делом не сложным – помогала профессия художника-постановщика, которой по своей сути свойственна «объемность». Ведь на сцене всегда существует несколько планов: первый, второй третий. Это и создает глубину, которая важна и для иконы.
Результат получался восхитительным: льняные образа, освещенные лучами солнца, переливаются серебром и «дышат». Иконы кажутся летящими, неземными. Об источнике своего удивительного дара актер и художник всегда говорил так: Бог помогает.
Льняные иконы Владимира Денщикова участвовали в многочисленных выставках (в том числе его персональных), ими восхищались в разных странах Европы, они есть у американских, чешских, украинских, венгерских, немецких коллекционеров. Художник дарил свои работы Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, Митрополиту Киевскому и Всея Украины Владимиру, известным артистам.
После 2014 года Денщиков остался жить в Крыму. Около года назад, в возрасте 69 лет, художник скончался. Оставил ли он после себя учеников, неизвестно. По крайней мере, пока он считается единственным мастером таких икон.
Текст: Анна Белова