Наследник российского престола, Цесаревич Николай Александрович и Принцесса Гессен-Дармштадтская Алиса (Аликс в домашнем варианте) познакомились в 1884 году, на свадьбе старшей сестры Алисы Эллы, будущей Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Она выходила замуж за Великого князя Сергея Александровича — дядю цесаревича. Будущему императору тогда было 16 лет, а Алисе — всего 12. Понравились они друг другу сразу же. Спустя пять лет им суждено было встретиться ещё раз. После чего Николай напишет в своём дневнике, что мечтает когда-нибудь жениться на Алисе.
Семья цесаревича была категорически против. Тому было несколько веских причин: принцесса была родственницей, она была не православной веры, а самое главное, по женской линии в её семье передавалось редкое и тяжёлое заболевание — гемофилия. Эта болезнь страшна тем, что оболочка всех артерий становится настолько хрупкой, что любой ушиб или порез вызывает разрыв сосудов и может привести к самому печальному исходу.
Александр III мечтал породниться с королевским домом Франции и хотел подобрать сыну более выгодную партию. Всё изменило внезапное ухудшение здоровья царя-батюшки. Времени устраивать другой брак не было и отец уступил цесаревичу, благословив их с принцессой Алисой. Кроме этого, у самой невесты были причины отказаться — она была лютеранкой и для неё смена конфессии означала предательство своей веры. В конце концов, она сдалась, потому как любовь к Николаю оказалась сильнее. Венчание состоялось всего спустя неделю после похорон Александра III. Медовый месяц прошёл в трауре.
Царская чета жила душа в душу. Одна за одной в браке родились четыре дочери. Императору же нужен был сын — наследник царского престола. Наконец, Александра подарила ему мальчика, которого назвали Алексеем. Царь был на седьмом небе от счастья. Омрачало его лишь то, что доктора обнаружили у царского отпрыска наследственное заболевание его супруги — гемофилию.
Начало 20 века ознаменовалось великими мировыми потрясениями — эпидемиями, войнами. Царю пришлось покинуть любимую супругу и детей и отправиться воевать. Вся любовь Николая и Александры выливалась в их письмах друг ко другу. Нежные послания царской четы посрамили бы любой любовный роман. Она называла его «Ники», «мой дорогой мальчик», «мой солнечный свет». Александра Фёдоровна писала о том, что единственным утешением ей служат молитвы о муже, которые она ежедневно со слезами возносит к Господу.
Наверное, неправильно будет сказать, что Николай II был плохим царём. Просто он не был хорошим управленцем. Доклады министров его утомляли безмерно и заставляли откровенно скучать. С гораздо большим удовольствием он проводил время со своей семьёй. Они с Александрой были образцовой парой. Всегда старались быть вместе, уважали и поддерживали друг друга во всём.
Современные историки называют брак последнего российского императора «медовым месяцем длиной в 23 года». С момента первой встречи и до самой смерти они сохранили нежность и глубокую любовь.
Когда к власти пришли большевики, Николай II с лёгкостью подписал отречение от престола. Он покорно отправился в ссылку, а верная жена вместе с детьми отправилась вслед за любимым. Имея возможность сбежать за границу, они почему-то этого так и не сделали. Семья Романовых жила очень скромно и, несмотря на все издевательства своих тюремщиков, до последнего сохраняла то спокойствие и достоинство, что гордо именуется истинно царским.
Семья жила, благодаря Бога за каждый прожитый день, ведь он мог оказаться последним. Позже, в дневнике старшей дочери Романовых — великой княгини Ольги, были обнаружены стихи, которые заканчивались такими строками:
«А у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов».
Последние 53 дня своей жизни Романовы провели в Екатеринбурге. В дневнике Николая только слова любви к жене и детям, и ни слова о тяготах их жизни. Тихой летней ночью 17 июля 1918 года всех Романовых и их приближённых: лейб-медика Евгения Боткина, камердинера Алексея Труппа, комнатную девушку Анну Демидову и повара Ивана Харитонова разбудили и отвели в подвал дома. Там Александру Фёдоровну с больным сыном, которого Николаю пришлось нести сюда на руках (у Алексея был жесточайший приступ гемофилии и он не вставал с постели), усадили на стулья. Остальные стояли у стены.
Комендант Дома особого назначения, Яков Юровский, вошёл в помещение вместе с солдатами и зачитал приговор. Николай не расслышал сразу, ибо всё его внимание было поглощено больным сыном, и переспросил. Юровский вместо ответа дал команду «стрелять». По его словам, сам он выстрелил из револьвера первым и убил бывшего царя. В комнате творился какой-то хаос, солдаты палили без разбора, пули рикошетили... Когда всё, наконец, стихло, комендант обнаружил, что девочки и врач живы. На дочерях Романовых были плотные корсеты — их не удалось добить даже штыками. В отчёте Юровский писал, что вынужден был лично стрелять в голову каждому, кто выжил, из своего револьвера.
Николай и Александра встретили свою смерть так же, как и жили — вместе. Когда-то давно принцесса Алиса писала в своём дневнике, что мечтает о том дне, когда земная жизнь подойдёт к концу, они встретятся в ином мире и будут вместе навечно. Её мечта сбылась. Рука об руку они встретили свою смерть и были брошены в одну яму...
О том, как провели Романовы последнее отпущенное им время, могут поведать редкие семейные снимки, сделанные незадолго до расстрела. Очень трогательные и даже интимные фотографии показывают повседневную жизнь семьи, кажущейся самой обыкновенной.
14 августа ’2023 17:26
ОГРОМНОЕ СПАСИБО...
|