На самом деле о тохарийцах было известно давно. Они упоминались во всех китайских письменных источниках периода 5-13 веков. Доказать существование этого могущественного народа древности с помощью археологических артефактов удалось только в конце 19 века. Археологи Свен Хедин из Швеции и Аурел Штайн из Австро-Венгрии проводили раскопки в бассейне реки Тарим, в вышеупомянутом Синьцзяне. Здесь они обнаружили огромное количество мумий, которые оказались предками тохарской цивилизации. Самой старшей мумии было более 4 тысячелетий!
В 2021 году было проведено геномное секвенирование мумий, и в результате выяснилось, что эти люди не прибыли с Запада, а произошли от древней азиатской популяции ледникового периода, составив генетически изолированную популяцию. Тем не менее, в этом отношении в научной среде нет единодушия, так как некоторые исследователи считают, что, как и поселения Турфанской котловины, таримские племена были народами, родственными народам сибирских степей. Учёные называют их афанасьевской и андроновской культурами. Тохарийцы весьма похожи на них внешне и имеют похожую лингвистику.
Таким образом, мумии таримцев принадлежат палеоевропейцам, от которых произошли тохары. Следует, однако, уточнить, что этот термин неверен, несмотря на то, что его употребление уже устоялось. Дело в том, что он происходит от греческого Tókharoi, относящегося к Страбону и Птолемею и восходящему к народу из Бактрии, с которым их часто путали. Путаница произошла из-за того, что монгольские орды вытеснили их оттуда в 1 веке до нашей эры. Арабы же использовали этот термин для обозначения иранской этнической группы из северной Индии, основавшей Кушанскую империю. Китайцы называли тохарийцев в одних источниках юэчжи, а в других — усунями. Геродот объединял их с иседонами, массагетами и саками. Есть источники, где китайцы именуют их «собаками», «варварами» и «рыжебородыми обезьянами».
Как же сами тохары именовали себя? В качестве общего названия они использовали кушинше и арча. Эти слова согласно санскритским текстам произошли от главенствующего в конкретный момент времени города-государства, каковыми были, например: Агни или Агния, Куча или Кучия, Кроран... Тохарские цари присвоили себе титул Шактемтс Я есмь (Сын Бога), что эквивалентно Девапутра кушанов (так называли людей, вторгшихся в Индию, и с которыми они также отождествлялись).
Ясно, что территориальным ядром тохар была упомянутая Таримская котловина, в Синьцзяне. Свидетельства их обитания там учёные находят с 10 века до нашей эры. Тогда это была обширная степь с оазисами. Позже именно здесь прошёл Великий шёлковый путь, выросли крупные города: Турфан, Хами и Кашгара. Тогда это не было единым государством. Однако сведения о них скудны из-за ограниченности их собственных документальных источников. Некоторые из них дошли до наших дней, но ничего похожего на историческую хронику нет, большинство составляют религиозные тексты и любовные стихи.
Некоторые учёные предподагают, что тохарское царство образовали племена афанасьев, родственные ямнам. Язык, на котором они тогда говорили, историки назвали прототохарским. Местность, где они изначально селились — пустыня Такла-Макан, окружённая горами с вышеупомянутыми оазисами, могла оставить их культурно изолированными. Тем не менее, анализ ДНК мумий показал, что материнские линии представляли собой смесь северо-восточных и северо-западных евразийских типов, а отцовские — смешанные, западно-евразийского типа. Шерсть, которую они использовали в одежде, коврах и гобеленах, прибыла из Европы, а наличие тартанового узора на тканях сначала привело учёных к ошибочному выводу о родстве тохар с гальштатской (кельтской) культурой.
Изначально тохары (юэчжи, как их называли китайцы) были кочевниками-пастухами, которые осели благодаря возможностям, предлагаемым ландшафтом Тарима – оазисам. Далее их развитие пошло по урбанистическому пути. В Книге Хань перечислено 36 городов-государств в бассейне Тарима во 2 веке до нашей эры. Крупнейшим из них является Куча с населением 81 тысяча человек. Они оказались этнически однородными, что не изменилось, пока с ними не смешались кочевники с севера и китайцы с востока. Юэчжи старались оставаться независимыми, хотя умели приспосабливаться к обстоятельствам и становиться данниками. В 177 году до нашей эры монголы-хунну вытеснили многих юэчжи в Бактрию и включили Тарим в свои владения.
Потом пришли китайцы, и отвоевали территории. В эпицентре этой войны на протяжении нескольких веков оставались тохары. Китай предлагал им союз, но они упорно отказывались. Тем временем тохарийские княжества опять стали процветать. Бактрийские тохары начали завоевание северной Индии, основав Кушанскую империю и переняв греческие обычаи, включая алфавит. Спустя столетие, Китай уже правил Таримским бассейном, несмотря на тохарийцев, которые даже попытались объединиться с хунну, правда без особого успеха.
Именно тогда, благодаря Шёлковому пути, буддизм распространился по Центральной Азии, и многие её народы приняли его, в том числе и тохары, выбравшие школу сарвастивады. Это было медленное, прогрессивное и синкретическое изменение, которое длилось веками, а тем временем ханьцы ушли примерно в 150 году нашей эры, уступив место Кушанской империи. В 4 и 5 веке в этой местности сильно изменился климат. Он стал более сухим. В результате многие города были заброшены. Жужаны (евразийские кочевники, теперь отождествляемые с аварами) воспользовались этим, чтобы захватить север Тарима, хотя и позволили местным лидерам сохранить власть.
В конце 5 века эфталиты или белые гунны пришли сюда, победили жужаней и оставили по себе важное культурное влияние. В 560 году владения эфталитов уступили место коалиции между первым Турецким каганатом и империей Сасанидов, но ничто из этого не означало существенных изменений для тохар, которые продолжили существовать в качестве вассалов этих империй. Позже на смену этим государствам опять пришёл Китай. В 618 году в китайских источниках есть запись о посольстве, посланном тохарийским царём Суварпушпой из Кучи. Это самое подробное описание тохар в китайских летописях.
После смерти Суварпушпы, его сын Суварнадева предпочёл союзу с китайцами, объединиться с гёктюрками. Правда, дипломатические отношения с Китаем сохранил. Следующим на троне был его брат Хари Пушпа, которому пришлось воевать с китайцами. В результате в конце 7 века тохары были разгромлены, народ истреблён, города разрушены.
В 803 году этот регион попал в орбиту Уйгурского ханства. Полвека спустя, когда сюда вторглись киргизы, уйгуры эмигрировали сначала в Ганьсу (где сегодня живут их потомки), а затем в Тарим, основав царство Кочо. Они культурно и генетически смешались с выжившими тохарийцами, образовав новую синкретическую культуру.
Многие уйгуры обратились в буддизм или несторианское христианство. Они осели, стали вести сельскохозяйственный образ жизни, переняв многие обычаи жителей оазисов. Уйгуры были многочисленнее тохар, поэтому их язык стал преобладающим и к 9 веку полностью вытеснил тохарийский. Так исчез самый загадочный, могущественный «белый» народ западной части Средней Азии.